Представители государственных учреждений друг другу противоречат

Чтобы разобраться в конфликте двух сторон — Минюста и БТИ, мы задавали их представителям одни и те же вопросы. В результате оказалось, что их действия абсолютно не согласованы
Адаптуйте бізнес-стратегію до сучасних викликів разом з управлінцями «Біосфера», Ajax, Bolt, Prom.ua, Uklon та ще понад 60 топових компаній
13 грудня на GET Business Festival отримайте перевірені стратегії залучення інвестицій для бізнесу, просування продукту онлайн та цифровізації бізнесу.
Забронювати участь

А пострадает от этого клиент. Ему придется платить за это из своего кошелька

Инна ЗАВАЛЬНАЯ, директор департамента гражданского законодательства Минюста Украины:
— Как изменилась технология получения информации согласно временному положению Минюста о порядке регистрации прав на недвижимость? Сколько времени занимала выдача справок-характеристик БТИ и сколько уходит сейчас на выдачу выписок из единого реестра недвижимости?
— Многие БТИ все усложняют. По сути, порядок выдачи справок не изменился. Мы его просто упорядочили и упростили. Ведь наличие реестра не только в бумажной, но в и электронной форме только ускорит процесс поиска информации в электронной базе, а соответственно, и выдачу выписок из реестра. На первом этапе, возможно, некоторые БТИ столкнутся с определенными неудобствами. У каждого из них свой порядок работы, часы приема. Как они организуют у себя эту работу, зависит от начальника конкретного БТИ. Это уже организационные моменты.

— Сколько стоит выдача выписки из реестра по новой системе?
— Действительно, стоимость возросла на 25,50 грн. Но если повышение тарифов и произойдет, то это будет на совести самих БТИ. Дело в том, что выписка из реестра выдается вместо справки-характеристики. Кроме того, за бланки, на которых будут печататься выдержки из реестра, БТИ денег брать не должны. К тому же сама работа бюро не изменилась, изменилась только форма выдачи информации.

— Как изменилась ситуация с выходом указа Президента Украины о создании единого реестра земли и недвижимости на базе Госкомзема?
— Для нас появление указа Президента оказалось неожиданным. В нем говорится о создании единой системы регистрации земли и недвижимости, но сделать это без принятия закона о регистрации прав на недвижимое имущество невозможно. Пока не будет закона, покончить с неразберихой будет очень сложно. Чтобы упорядочить регистрацию до создания Госкомземом единой системы, 26 февраля был подписан совместный приказ Минюста, Госкомзема и Госжилкоммунхоза. Согласно этому документу государственной регистрацией земель продолжает заниматься Госкомзем, а регистрацией недвижимого имущества — Минюст.

— Какой выход из сложившейся ситуации вы видите?
— На будущее есть два варианта развития системы прав регистрации недвижимого имущества. Некоторые страны СНГ, в частности Россия, пошли по такому принципу: БТИ были оставлены функции по инвентаризации, а право регистрации возложили на органы юстиции. Но это неудобно. Другой путь: объединить в едином органе функции по регистрации, выполняемые на сегодня тремя структурами — БТИ, Госкомземом и Минюстом. Во всем мире стремятся к воссоединению этих систем, чтобы был единый орган, одно окно.

Василий СЕНЧУК,начальник Киевского БТИ:
— Как изменилась технология получения информации согласно временному положению Минюста о порядке регистрации прав на недвижимость? Сколько времени занимала выдача справок-характеристик БТИ и сколько уходит сейчас на выдачу выписок из единого реестра недвижимости?
— Сложившаяся в Украине регистрационная система работает уже около 50 лет. Она всем давно хорошо известна и проста. Существует отдел приема заказов, куда человек сдает все необходимые документы. Затем они передаются в отделы в зависимости от типа услуги. Сроки выдачи справок колеблются от 3-х дней до месяца, от этого зависит и их стоимость.
Минюст же ввел институт регистраторов, который теперь должен вести прием граждан. Но перед тем как документы появятся на руках у регистратора, гражданам необходимо пройти техническую инвентаризацию. То есть, сделав первый визит, человек только узнает о нововведениях, о том, что вначале надо сдавать документы не на регистрацию, а на инвентаризацию. Зачем нужен этот этап, нам непонятно.
После проведения текущей инвентаризации (делается платно и в среднем занимает неделю) можно будет подать заявление и необходимые документы на регистрацию. Затем регистратор может направить человека к нотариусу за выпиской из реестра запретов и арестов недвижимого имущества (тоже платно). И только после этого регистратор вносит информацию в реестр за отдельную плату.

— Сколько стоит выдача выписки из реестра по новой системе?
— Тарифы на услуги БТИ городская власть не меняла с 1998 года. У нас существует гибкая система тарифов — в зависимости от срочности.
Новый порядок оформления прав собственности, который пытается ввести Минюст, существенно дороже предыдущего. Помимо услуг по инвентаризации гражданам придется дополнительно платить и за пользование единым реестром, а это 25,50 грн. Эту сумму придется платить как за внесение в реестр Минюста, так и при получении выписки из него. В итоге стоимость услуг возрастет в 5-9 раз. Если, например, сейчас справка о зарегистрированном имуществе для получения субсидии стоит 2,7 грн., то при новой системе регистрации она возрастет до 28 грн.

— Как изменилась ситуация с выходом указа Президента Украины о создании единого реестра земли и недвижимости на базе Госкомзема?
—С выходом указа Президента Минюст должен был сложить взятые на себя полномочия по ведению реестра и регистрации прав на недвижимое имущество. Но мало того, что он не сделал этого, так еще и издал приказ, полностью противоречащий указу Президента, а значит, и не являющийся законным. Его даже подписали не руководители Минюста и Госкомзема, а лица, временно исполняющие их обязанности. Мы будем работать, как и работали — согласно Конституции Украины.

— Какой выход из сложившейся ситуации вы видите?
— Никто не спорит с тем, что регистрация прав собственности нуждается в усовершенствовании. Необходимо создать единую систему, а Минюст предлагает создать только единый реестр — это разные понятия. Система — это единый порядок оформления и регистрации прав собственности по всем регионам, сохранение и конфиденциальность информации, и обеспечиваться она должна одним учреждением. А реестр — это просто сбор информации об имущественном состоянии всех физических и юридических лиц. Необходимо законодательно урегулировать эту проблему.