НБУ курс:

USD

41,32

+0,04

EUR

45,80

+0,34

Наличный курс:

USD

41,60

41,50

EUR

46,15

46,00

Представители государственных учреждений друг другу противоречат

Чтобы разобраться в конфликте двух сторон — Минюста и БТИ, мы задавали их представителям одни и те же вопросы. В результате оказалось, что их действия абсолютно не согласованы

А пострадает от этого клиент. Ему придется платить за это из своего кошелька

Инна ЗАВАЛЬНАЯ, директор департамента гражданского законодательства Минюста Украины:
— Как изменилась технология получения информации согласно временному положению Минюста о порядке регистрации прав на недвижимость? Сколько времени занимала выдача справок-характеристик БТИ и сколько уходит сейчас на выдачу выписок из единого реестра недвижимости?
— Многие БТИ все усложняют. По сути, порядок выдачи справок не изменился. Мы его просто упорядочили и упростили. Ведь наличие реестра не только в бумажной, но в и электронной форме только ускорит процесс поиска информации в электронной базе, а соответственно, и выдачу выписок из реестра. На первом этапе, возможно, некоторые БТИ столкнутся с определенными неудобствами. У каждого из них свой порядок работы, часы приема. Как они организуют у себя эту работу, зависит от начальника конкретного БТИ. Это уже организационные моменты.

— Сколько стоит выдача выписки из реестра по новой системе?
— Действительно, стоимость возросла на 25,50 грн. Но если повышение тарифов и произойдет, то это будет на совести самих БТИ. Дело в том, что выписка из реестра выдается вместо справки-характеристики. Кроме того, за бланки, на которых будут печататься выдержки из реестра, БТИ денег брать не должны. К тому же сама работа бюро не изменилась, изменилась только форма выдачи информации.

— Как изменилась ситуация с выходом указа Президента Украины о создании единого реестра земли и недвижимости на базе Госкомзема?
— Для нас появление указа Президента оказалось неожиданным. В нем говорится о создании единой системы регистрации земли и недвижимости, но сделать это без принятия закона о регистрации прав на недвижимое имущество невозможно. Пока не будет закона, покончить с неразберихой будет очень сложно. Чтобы упорядочить регистрацию до создания Госкомземом единой системы, 26 февраля был подписан совместный приказ Минюста, Госкомзема и Госжилкоммунхоза. Согласно этому документу государственной регистрацией земель продолжает заниматься Госкомзем, а регистрацией недвижимого имущества — Минюст.

— Какой выход из сложившейся ситуации вы видите?
— На будущее есть два варианта развития системы прав регистрации недвижимого имущества. Некоторые страны СНГ, в частности Россия, пошли по такому принципу: БТИ были оставлены функции по инвентаризации, а право регистрации возложили на органы юстиции. Но это неудобно. Другой путь: объединить в едином органе функции по регистрации, выполняемые на сегодня тремя структурами — БТИ, Госкомземом и Минюстом. Во всем мире стремятся к воссоединению этих систем, чтобы был единый орган, одно окно.

Василий СЕНЧУК,начальник Киевского БТИ:
— Как изменилась технология получения информации согласно временному положению Минюста о порядке регистрации прав на недвижимость? Сколько времени занимала выдача справок-характеристик БТИ и сколько уходит сейчас на выдачу выписок из единого реестра недвижимости?
— Сложившаяся в Украине регистрационная система работает уже около 50 лет. Она всем давно хорошо известна и проста. Существует отдел приема заказов, куда человек сдает все необходимые документы. Затем они передаются в отделы в зависимости от типа услуги. Сроки выдачи справок колеблются от 3-х дней до месяца, от этого зависит и их стоимость.
Минюст же ввел институт регистраторов, который теперь должен вести прием граждан. Но перед тем как документы появятся на руках у регистратора, гражданам необходимо пройти техническую инвентаризацию. То есть, сделав первый визит, человек только узнает о нововведениях, о том, что вначале надо сдавать документы не на регистрацию, а на инвентаризацию. Зачем нужен этот этап, нам непонятно.
После проведения текущей инвентаризации (делается платно и в среднем занимает неделю) можно будет подать заявление и необходимые документы на регистрацию. Затем регистратор может направить человека к нотариусу за выпиской из реестра запретов и арестов недвижимого имущества (тоже платно). И только после этого регистратор вносит информацию в реестр за отдельную плату.

— Сколько стоит выдача выписки из реестра по новой системе?
— Тарифы на услуги БТИ городская власть не меняла с 1998 года. У нас существует гибкая система тарифов — в зависимости от срочности.
Новый порядок оформления прав собственности, который пытается ввести Минюст, существенно дороже предыдущего. Помимо услуг по инвентаризации гражданам придется дополнительно платить и за пользование единым реестром, а это 25,50 грн. Эту сумму придется платить как за внесение в реестр Минюста, так и при получении выписки из него. В итоге стоимость услуг возрастет в 5-9 раз. Если, например, сейчас справка о зарегистрированном имуществе для получения субсидии стоит 2,7 грн., то при новой системе регистрации она возрастет до 28 грн.

— Как изменилась ситуация с выходом указа Президента Украины о создании единого реестра земли и недвижимости на базе Госкомзема?
—С выходом указа Президента Минюст должен был сложить взятые на себя полномочия по ведению реестра и регистрации прав на недвижимое имущество. Но мало того, что он не сделал этого, так еще и издал приказ, полностью противоречащий указу Президента, а значит, и не являющийся законным. Его даже подписали не руководители Минюста и Госкомзема, а лица, временно исполняющие их обязанности. Мы будем работать, как и работали — согласно Конституции Украины.

— Какой выход из сложившейся ситуации вы видите?
— Никто не спорит с тем, что регистрация прав собственности нуждается в усовершенствовании. Необходимо создать единую систему, а Минюст предлагает создать только единый реестр — это разные понятия. Система — это единый порядок оформления и регистрации прав собственности по всем регионам, сохранение и конфиденциальность информации, и обеспечиваться она должна одним учреждением. А реестр — это просто сбор информации об имущественном состоянии всех физических и юридических лиц. Необходимо законодательно урегулировать эту проблему.