Предусмотреть заранее

Как показывает мировая практика, результат большинства поглощений не оправдывает в полной мере ожиданий руководства и собственников. После приобретения существует множество проблем, о которых стоит подумать заранее
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Как показывает мировая практика, результат большинства поглощений не оправдывает в полной мере ожиданий руководства и собственников. После приобретения существует множество проблем, о которых стоит подумать заранее

Для того чтобы предусмотреть многие из них, покупателем в идеале до приобретения должны быть привлечены независимые эксперты в области корпоративных финансов, налогообложения и законодательства, которые помогли бы оценить реальную стоимость потенциальной покупки, оптимизировать налоговые отчисления, организовать сделку в соответствии с нормами законодательства и таким образом обеспечить ее совершение наилучшим образом. Главный вопрос, возникающий при преобразовании, это какова степень планируемой интеграции, начиная от полной обособленности, когда о "родстве" организаций свидетельствует только структура собственности, до полной интеграции в одну организацию.

Видение и стратегия новой организации

В случае, если не планируется слияние в единую структуру, необходимо определиться с тем, каков уровень децентрализации будет выбран в каждом из аспектов деятельности. Также возникает вопрос, должна ли одна организация "подтянуться" в сфере управления и информационных технологий до уровня другой или обе организации должны выйти на новый общий уровень развития вместе. Если затраты и риски, связанные с проведением глобальных изменений, склоняют к мысли, что хороших результатов не стоит ожидать, однако мировой опыт свидетельствует, что если не прогрессируешь — твое место в завтрашнем бизнесе уже давно занято другими, а конкуренты, например, внедрили ERP, то аналогичный шаг с твоей стороны уже не создание конкурентного преимущества — это уже необходимое условие выживания.

При слиянии у организации есть выбор: быть в числе первых и попытаться получить временное конкурентное преимущество, своевременно отреагировать на существующие тенденции и постараться не отстать от поезда или быть вытесненной с рынка.

Интеграция организаций — тот шанс создать конкурентное преимущество путем произведения синергических усилий, который ни в коем случае нельзя упускать. В лучшем случае это обернется потерей миллионов, в худшем — финансовым крахом целой группы предприятий. Поэтому изменения должны быть быстрыми и целенаправленными, напрямую поддерживая или косвенно содействуя стратегии развития организации, конечной целью которой всегда является увеличение ценности для собственника.

Оргструктура и система принятия решений

Перед слиянием стоит задуматься о том, кто, за что и в какой степени будет отвечать в новой организации. Какова будет структура управления, департаментов, отделов, цехов. Также одним из важнейших вопросов можно назвать определение того, какие решения, какого характера и уровня будут решаться руководителями организаций и их подразделений.

При поглощениях огромную роль играют вопросы, связанные с человеческим фактором, включая удержание ключевого персонала, потеря которого может иметь серьезные негативные последствия. Также многие сталкиваются с тем, что приходится сокращать штат, как руководящие должности, так и остальных, что связано со сворачиванием части бизнеса или его реорганизацией. Кроме того, стоит задуматься и о внедрении или модификация системы поощрения и мотивации персонала, которая основывается на объективных показателях (например, KPI — ключевых показателях эффективности) с целью повысить производительность, настроить персонал на достижение стратегических целей, поставленных новым руководством (модификация системы поощрения при необходимости сместить акценты от объемов производства к повышению качества). Важным моментом является анализ внутренней культуры приобретенного предприятия.

Для того чтобы избежать многих проблем, следует уделить должное внимание обучению персонала, а именно разработке программ обмена опытом, специфических и общих тренингов как для высшего руководства, так и рядовых сотрудников.

Бизнес-процессы

Любой проект, касающийся повышения эффективности операционной деятельности, повышения качества управленческой информации, внедрения внутреннего контроля, проектирования и внедрения бизнес-приложений, реорганизации управления, не обходится без описания бизнес-процессов с разной степенью глубины. Если организация уже описала свои бизнес-процессы, то при интеграции та часть, которая в свое время была "черным ящиком", становится видимой. Например, организация, купившая одного из своих поставщиков и дополнившая свои описания бизнес-процессами поставщика, сможет увидеть, куда "проваливались" отправленные заказы, по которым материалы были получены с недельным опозданием, и с удивлением узнает о том, что ни разу своевременно не проводила предоплат. Компиляция описаний бизнес-процессов при надлежащем качестве выполнения может дать довольно длинный список возможностей по улучшению операционной деятельности. При слиянии производственных предприятий огромные возможности кроются в таких процессах, как управление качеством и управление цепочками поставок, которые позволят снизить транспортные, складские и прочие затраты, повысить быстродействие. Даже если компании не были интегрированы в одну, у них есть возможность снизить затраты путем выделения в централизованную структуру "Услуг совместного использования" (Shared Services) выполнение аналогичных бизнес-процессов. Данная схема, по сути, является внутригрупповым аутсорсингом (иногда называется инсорсингом — Insourcing).

Финансовый и управленческий учет. Отчетность

В финансовом и управленческом учете первоочередной задачей является выработка единого подхода к сбору и обработке информации (например, единая учетная политика, унифицированные требования к управленческой отчетности), которые позволяют в дальнейшем консолидировать информацию для составления финансовой и управленческой отчетности, бюджетирования, управления эффективностью (Performance Management) и принятия решений. В современном бизнесе контроль за внедрением и соответствие таким методам, а также обеспечение своевременности и точности достигается в основном за счет использования бизнес-приложений класса ERP, а также аналитических надстроек к ним. Также при интеграции зачастую просто неизбежна реорганизация финансовой службы вследствие изменения характера и объема работ.

Информационные системы

При интеграции нескольких организаций могут возникнуть следующие ситуации. Например, одна из интегрируемых организаций уже внедрила определенные бизнес-приложения, и для обеспечения целостности информационных систем соответствующие внедрения необходимо произвести в других организациях. Второй вариант, когда при выработке стратегии интеграции было определено, что для эффективного управления интегрированными организациями необходимо перейти на качественно новый уровень информационной платформы. И в том и в другом случае необходимо провести значительный объем работ, требующий привлечения как денежных средств, так и высококвалифицированных кадров.

Одной из замечательных возможностей при интеграции является организация обмена электронными данными (хотя существует практика такого обмена и между независимыми организациями — так называемый Business2Business), что значительно повышает оперативность и снижает затраты на обработку бумажных заказов, инвойсов и прочих документов.