- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Президент холдинговой компании "АвтоКрАЗ" Алексей Кучеренко: "Допускаю, что со временем у "КрАЗа" возникнет необходимость поиска мощного российского партнера"
Прошлый год выдался не особо удачным для отечественных производителей грузовиков. Это объясняется не только объективными причинами — падением спроса на рынках стран СНГ, но и не всегда продуманной маркетинговой политикой, создавшей диссонанс между производством и реализацией. С подобной проблемой столкнулась и холдинговая компания "АвтоКрАЗ". Однако уже в нынешнем году отечественный производитель закладывает темпы роста реализации продукции на уровне 60% — с 1500 грузовиков до 2490. О том, что будет делать компания для достижения столь внушительных результатов, нам рассказал президент холдинга Алексей Кучеренко
— Алексей Юрьевич, за первые месяцы текущего года темпы роста объемов продаж Ваших грузовиков составили 13%. Это можно объяснить улучшением ситуации на рынке или новой маркетинговой политикой компании?
— Думаю, большую роль сыграл именно второй фактор. Показатели роста достигаются в основном за счет работы на российском рынке, где наши новые модели вызывают немалый интерес. Нам удалось построить новую систему работы с дистрибьюторами — простую и не отягощенную субъективными факторами. Если раньше мы фактически работали только через одного дилера, то сегодня их уже четыре. Параллельно компания активно развивает собственную сеть сбыта и сервисных станций. Сервисные центры уже работают в Москве и Тюменской области. На повестке дня стоит вопрос об открытии подобных станций обслуживания в Туркменистане и Казахстане.
— И насколько жесткая конкуренция на том же российском рынке?
— Добросовестной конкуренции мы не боимся. Хотя бы потому, что в своей нише, и это признают даже российские эксперты, КрАЗы по целому ряду параметров превосходят аналогичные модели местных производителей — КамАЗа и УРАЛа. Поэтому многие российские предприятия, особенно в нефтегазовом секторе, готовы покупать нашу продукцию.
Понятно, что удержаться на российском рынке непросто. В первую очередь, из-за серьезной протекции местных товаропроизводителей. Поэтому какие-либо государственные закупки, например по линии того же российского Минобороны или МинЧС, для нас пока недоступны.
С другой стороны, рано или поздно придется говорить еще об одной вещи. Все прекрасно знают, какие интеграционные процессы происходят в той же автомобильной промышленности. Дабы удержаться на рынке, постоянно происходят крупные слияния и поглощения. Поэтому я допускаю, что со временем у "КрАЗа" возникнет необходимость поиска мощного российского партнера, который бы смог продвигать интересы компании на рынке. Сегодня мы уже достаточно плотно работаем с нефтяной компанией ЛУКОЙЛ по сборке на свободных мощностях компании наших грузовиков. Дело в том, что, к примеру, дизельные двигатели для наших грузовиков мы закупаем в России. То же касается многих деталей. Поэтому открытие производства что называется "по месту" даст нам возможность оптимизировать затраты, выйти на приемлемую цену продукции и, в конечном счете, освоить новые рынки сбыта. Пока прорабатывается техническая сторона и, думаю, уже в июне первая партия машинокомплектов будет отгружена российскому сборщику.
— С россиянами понятно, а как обстоят дела холдинга на внутреннем рынке?
— Основной проблемой КрАЗа остается тот факт, что машина создавалась под конкретные задачи большой страны, а нынешние потребности отечественной экономики не соответствуют потенциальным возможностям "АвтоКрАЗа". В какой-то степени мы оказались заложниками этой ситуации. В частности, по прошлому году в Украине было продано только 15% от общего количества грузовиков. Для сравнения: в России — 66%.
Сейчас принимаются меры по изменению ситуации. Могу сказать, что через несколько лет мы планируем довести долю продаж на внутреннем рынке до 40%. Достичь этого показателя попытаемся за счет расширения модельного ряда и создания грузовиков средней подъемности. На сегодняшний день реально говорить о совместном проекте по сборке на мощностях "АвтоКрАЗа" грузовиков среднего тоннажа. Кроме этого, ныне прорабатываются документы по проекту городского микроавтобуса.
Безусловно, мы не собираемся зацикливаться на российском и украинском рынках. Через месяц состоится торжественное открытие сборочного производства во Вьетнаме. Мы активно работаем по рынкам стран Латинской Америки и Северной Африки.
— Появилась информация о возможном появлении команды КрАЗа в ралли "Париж-Дакар". Когда это может произойти?
— Мы прорабатываем этот вопрос. В ближайшее время по участию КрАЗа в гонке даже пройдет специальное заседание правления. Правда, наше участие во многом зависит от смягчения регламента соревнований. А именно — участие в них машин серийного производства. Если бы это произошло, могли бы стартовать буквально с нынешнего года. На сегодня мы уже собрали хорошую команду технических специалистов и гонщиков, которые готовы гарантировать, что в классе серийных автомобилей КрАЗ будет выглядеть достойно.
— Участие в ралли — проект довольно дорогостоящий, порядка $300-500 тыс. Не пугают такие траты?
— Абсолютно нет. Поскольку тут речь идет о восстановлении имиджа торговой марки, а его значение сложно переоценить. Тем более, что после презентации проекта многие компании сами предложили поддержку команды КрАЗа. Это и руководитель компании "Киевэнерго" Иван Плачков, и наши земляки — Полтавский горно-обогатительный комбинат.