Президент приостановил любое отчуждение акций и имущества энергокомпаний

Президент Украины Леонид Кучма поручил правительству и Фонду госимущества временно приостановить отчуждение акций и целостных имущественных комплексов энергокомпаний с тем, чтобы тщательно проанализировать результаты уже проведенной приватизации энергосна
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

Президент Украины Леонид Кучма поручил правительству и Фонду госимущества временно приостановить отчуждение акций и целостных имущественных комплексов энергокомпаний с тем, чтобы тщательно проанализировать результаты уже проведенной приватизации энергоснабжающих компаний (облэнерго), изучить опыт работы их новых собственников, а также состояние выполнения покупателями и государством принятых на себя обязательств

ПОМИМО того, в апреле-мае нынешнего года за долги в обход приватизации было продано имущество "Луганскоблэнерго" и трех из пяти теп­лоэлектростанций энергогенерирующей компании "Донбассэнерго", что позже рас­критиковали Президент и пра­вительство. По мнению пред­седателя ФГИУ Александра Бондаря, это и является ос­новной причиной данного ре­шения: "Чтобы приостановить продажу следующих 12 энергокомпаний, Президенту не обязательно было готовить отдельное поручение, доста­точно было не подписать Указ о разблокировании этих паке­тов. Поэтому появление дан­ного поручения вызвано в первую очередь тем, что про­изошло на "Донбассэнерго", "Луганскоблэнерго" и "Донецкоблэнего". То есть доку­мент касается любых спосо­бов отчуждения имущества энергокомпаний, а не только приватизации. Я верю, что по­сле этого жесткого поручения любые внеприватизационные отчуждения государственного имущества прекратятся".

Решено также не спешить с продажей облэнерго, поскольку существуют определенные политические риски, влияющие на падение цены и заинтересованности инвесторов. Это вызвано и скандалами, связанными с продажами энергокомпаний за долги. По словам Александра Бондаря, у потенциальных покупателей появились сомнения: стоит ли приобретать пакеты акций энергокомпаний у Фонда госимущества, если есть другие варианты — более быстрые и дешевые.

КОНЕЧНО, приостановка раз­государствления энергокомпаний повлияет на выполнения плана поступления средств от привати­зация в бюджет. Но и их продажа в сложившейся ситуации (паде­ние цен и отсутствие конкурен­ции) не имеет смысла. Как отме­тили в Администрации Президен­та, сегодня формируется недо­статочно благоприятная конъюнк­тура для безотлагательного уско­рения приватизации в топливно-энергетическом комплексе, что может привести к недополучению государством значительных средств от продажи пакетов ак­ций энергокомпаний.

В качестве примера администра­ция приводит факт участия в конкур­сах по продаже четырех из шести облэнерго всего одного претендента.

Поэтому на бюджетной конфе­ренции 25 мая Л. Кучма высказал мнение, что приватизацию электро­энергетики целесообразно прово­дить, предлагая инвесторам на пер­воначальном этапе энергогенерирующие компании, а не облэнерго.

Хотя реализация генераций планировалась на следующий год, вполне возможно, что начнется она уже в текущем году.

"Случай с "Донбассэнерго" продемонстрировал, что пока мы готовимся к продаже генерирую­щих компаний, они будут проданы по теневым схемам. В итоге нам просто нечего будет продавать. Поэтому имеет смысл ускорить процесс их реализации", — под­черкнул глава ФГИУ.

В настоящий момент государ­ство утратило контрольные пакеты акций в 14 из 27 облэнерго. При этом контрольные пакеты ак­ций шести из них были проданы в конце апреля 2001 года на откры­тых тендерах с помощью советника — инвестиционного банка CS First Boston — на общую сумму $160 млн.: американская компания AES Washington Holdings B.V. приоб­рела "Киев-" и "Ривнеоблэнерго", словацкая Vychodoslovenske Energeticke Zavody S.P. — "Жито­мир-", "Херсон-", "Кировоградоблэнерго" и "Севастопольэнерго".

Украина также выбрала CS First Boston советником по приватиза­ции следующих 12 облэнерго: "Винница-", "Волынь-", "Закарпа­тье-", "Запорожье-", "Днепроблэнерго" (по 50% +1 акция), "Чернов­цы-", "Хмельницк-", "Черкассыоб-лэнерго" и "Крымэнерго" (по 45% акций), "Донецк-" и "Харьковоблэнерго" (по 40%), а также "Тернопольоблэнерго" (26%).

В свою очередь правительство обратилось к Президенту с предло­жением внести изменения в Указ от 2 августа 1999 года и отказаться от закрепления в госсобственности блокирующих пакетов акций (в раз­мере 25% + 1 акция) каждой из 12 облэнерго с тем, чтобы повысить привлекательность конкурсов и вы­полнить бюджетный план привати­зации в 2001 году, который состав­ляет 5,9 млрд. грн.

Этим же Указом в госсобствен­ности закреплены контрольные па­кеты акций (в размере 50%+1 акция) четырех существующих в Украине тепловых энергогенерирующих ком­паний. Указ разрешает продать на конкурсах 35% акций"Донбассэнер-го", 30% — "Захидэнерго" и по 26% — "Днепр-" и "Центрэнерго".