При Кучме такого не было…

Юг Европы засыпало снегом. Да что там, даже в Алжире снег выпал. Ну и, конечно, Украину завалило. Не без того — в Европе, все-таки. А ведь вспомним: при старом режиме мы от снегопадов страдали только вместе с Россией. Испания и Италия в этом отношении был

Юг Европы засыпало снегом. Да что там, даже в Алжире снег выпал. Ну и, конечно, Украину завалило. Не без того — в Европе, все-таки. А ведь вспомним: при старом режиме мы от снегопадов страдали только вместе с Россией. Испания и Италия в этом отношении были от нас далеки. При Кучме там снег не шел. Может, это знак того, что теперь европейские страны заодно с нами? Как, например, оранжевые шарфики на шеях депутатов Европарламента?

Шутки — шутками, но Украине действительно важны обнадеживающие знаки от объединенной Европы и иных стран — мировых лидеров. Нужны именно знаки, а не обещания когда-то принять нашу страну в ЕС. Известно ведь, что примут в Европейский Союз Украину (или какую-либо другую страну) тогда, когда нам самим это будет как бы не очень и надо. То есть когда условия жизни и работы в Украине перестанут радикально отличаться от существующих в той или иной развитой европейской стране.

Однако чтобы мы могли быстро и эффективно, а главное, всем народом двигаться в этом направлении — нужна высокая цель.

Именно этого — цели — и не было при Кучме.

Ющенко, судя по первым шагам на посту президента, именно этим сейчас и занимается. Ставит своей стране цель. Может, конечно, показаться немного странным, что он озвучивает мысли перед мировым истеблишментом, а не перед своим народом, но на знаковом уровне это все воспринимается именно как постановка общей цели для украинцев. По сути, Ющенко, адресуясь к европейцам, целую неделю повторяет одно и то же: мы такие же, как вы, и скоро жить будем так же, как и вы.

В Украине люди, по идее, это должны относить на свой счет: скоро у нас все будет так же хорошо, как в богатой и благополучной Европе. Что именно будет так же хорошо, президент и олицетворяемая им новая власть пока что не детализирует. Также пока не разъясняется, что именно люди должны делать, чтобы жить стало лучше. Спишем это на малый срок, прошедший после выборов. Хотя, конечно, никто не мешал подробнее говорить не только о целях, но и о методах достижения этих целей и находясь в оппозиции.

Если начать искать сравнения для того исторического этапа, на котором оказалась сейчас Украина, то мы и похожи и не похожи на период конца социализма. Тогда оказалось, что общая цель у народа исчезла, новой никто не поставил, личные же цели люди для себя еще не выработали.

Это привело к независимости республик, экономической катастрофе и личной трагедии многих.

Сейчас, при наличии у людей четких личных планов и устремлений, оказалось, что очень не хватает общей цели.

А она должна быть конкретна, важна для каждого, иметь исключительно положительное содержание, а также достижима в не самом ближайшем будущем. Чтобы быстро не разочароваться.

"Вперед, в Европу!" — вполне отвечающая этим требованиям цель. Для того чтобы она стала чаянием каждого, надо немного: показать, как хорошо живут в Европе. Во всех отношениях. И, конечно, надо показать, что этого можно достичь. В недостижимую цель люди не верят.

Они уже проходили "борьбу за светлое коммунистическое будущее". Если по достижимости "Европа" будет восприниматься как "коммунизм", цель не сработает.

Именно для этого нам остро необходимы положительные и ободряющие сигналы от Евросоюза. Надеюсь, что с этой задачей и ездит по Европе наш президент. И, конечно же, Украина эти знаки получит.

А если к тому же у нас завтра ни в чем не станет хуже, чем сегодня, а послезавтра будет немного лучше, чем завтра, то мы избежим и еще одной беды переходного времени: сравнения с днем вчерашним. Ведь тоска о "колбасе за 2.40" стала сильнейшим тормозом наших экономических и социальных реформ первых лет независимости.

Очень важно, чтобы на бытовом уровне в Украине как можно реже звучала фраза: при Кучме такого не было…