"При существующей модели энергорынка им очень легко административно управлять"

ООО "Востокэнерго", действующее на базе Зуевской, Кураховской и Луганской ТЭС, стало первой в стране частной энергогенерирующей компанией. Наверное, по этой причине точка зрения компании по ряду принципиальных вопросов работы энергорынка зачастую отличает
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

ООО "Востокэнерго", действующее на базе Зуевской, Кураховской и Луганской ТЭС, стало первой в стране частной энергогенерирующей компанией. Наверное, по этой причине точка зрения компании по ряду принципиальных вопросов работы энергорынка зачастую отличается от других. Своим мнением о ситуации в отечественном ТЭКе и способах повышения эффективности работы энергокомпаний делится генеральный директор "Востокэнерго" ИГОРЬ ГЛУЩЕНКО

— Игорь Николаевич, Ваша компания работает на энергорынке уже более полутора лет. Изменились ли акценты в работе компании?
— 2003 год стал для нас в первую очередь годом консолидации и упрочения позиций на рынке электроэнергии, годом определения стратегических целей и задач. После впечатляющих итогов деятельности за девять месяцев 2002 года, который мы закончили с чистой прибылью 175,9 млн. грн., в 2003 году результаты уже получились несколько иными. В прошлом году мы провели аудиторскую оценку хозяйственной деятельности предприятия. По итогам 2003 года "Востокэнерго" вышло на показатель чистой прибыли, равный 42 млн. грн. На наши итоговые показатели, прежде всего, повлияла ситуация с дефицитом угольного ресурса, для покрытия которого мы вынуждены были сжигать более дорогое топливо и природный газ.
В прошлом году мы нередко играли роль "возмутителя спокойствия", высказывая несогласия с действиями Минтопэнерго и ОРЭ, выступая с инициативами, отстаивая свои мнения и права. Мы не могли мириться с несправедливой системой непропорциональной оплаты за отпущенную электроэнергию и рядом других противоречий в функционировании энергорынка Украины. У меня складывалось впечатление, что окружающая среда была во многом настроена против нас. Чего стоит один только сплошной клубок проблем с угольным топливом, когда из-за сокращения почти на 1 млн. тонн поставок угольной продукции бывших партнеров нам пришлось приложить немало усилий для диверсификации поставщиков.
В таких условиях мы осуществляли производственную деятельность, адаптируя свои планы и тактику к обстоятельствам и стараясь не сокращать достигнутых показателей. Кстати, о показателях: компания "Востокэнерго" одержала победу во Всеукраинском конкурсе "Лидер Топливно-Энергетического Комплекса — 2003" в номинации "Лучшее предприятие".
Еще в начале 2003 года, поверив в свои силы и оценив возможности, мы задумались о планах на будущее: какими мы хотим себя видеть завтра, к чему надо стремиться? Мы нашли ответы на эти жизненно важные вопросы. Изучив глубже окружающую среду и собственные ресурсы, учитывая региональные особенности, мы разработали миссию компании "Востокэнерго", определили стратегические цели и важнейшие задачи. В конечном итоге год был плодотворным и в целом я удовлетворен результатами. Это хороший задел на будущее.

— С какими поставщиками топлива работает компания ООО "Востокэнерго"?
— Особо хочу отметить нашу работу по ДТЭК с шахтой "Комсомолец Донбасса" (производительность — 2,2 млн. тонн энергетического угля в год), которая полностью покрывает нужды Луганской ТЭС.
Компания также заключила партнерские контракты с угледобывающими госпредприятиями, входящими в состав Минтопэнерго. Мы работаем с угольными предприятиями — "Селидуголь", "Добропольеуголь", "Донецкуголь", недавно был подписан контракт с "Красноармейскуглем", небольшие объемы угольной продукции поставляет "Макеевуголь", также работаем с российскими поставщиками угля — СУЭК, ТД "Северный Кузбасс". Среди поставщиков мазута — Кременчугский НПЗ, газа — ТД "Газ Украины".
В "Востокэнерго" занимают принципиальную позицию по отношению к поставляемому топливу. От этого во многом зависит эффективность работы всего предприятия.
В целом же совокупность таких факторов, как качественное топливо и правильная техническая политика по ремонту и эксплуатации оборудования, дают необходимый эффект, и это не предел. К примеру, на Луганской ТЭС благодаря вышеперечисленным факторам удельный расход топлива снизился на 52 г/кВт/ч.

— Вы вспомнили об Ассоциации "ДТЭК". Насколько эффективно, по Вашему мнению, работает это объединение?
— В конце прошлого года Ассоциация отметила годовщину своего создания. В настоящее время в состав Ассоциации входит группа предприятий, которые олицетворяют энергетику региона. Сегодня ДТЭК — это 14 предприятий и объединений по угледобыче и углепереработке, производству, передаче и поставке электроэнергии, а также предприятия научно-производственной и экологической направленности. Например, компания "Сервис-Инвест" входит в Ассоциацию как поставщик электроэнергии, "Техремпоставка" — как собственник целостных имущественных комплексов, "Востокэнерго" — как производитель электроэнергии. Предприятия-участники Ассоциации объединены энергетическим бизнесом. Членство в Ассоциации помогает нам координировать свою операционную деятельность, в частности, проблемные процессы с топливоснабжением, реализации стратегических планов. Все вместе мы представляем силу, способную успешно отстаивать свои права и интересы на энергорынке. В прошедшем году Ассоциация "ДТЭК" завоевала престижный Гран-при "Энергофорум "Украина — 2003". Так что сегодня и в ближайшем будущем "Востокэнерго" неотделимо от ДТЭК.

— Какой объем средств в 2003 году компания освоила на технические мероприятия по обновлению оборудования ТЭС? Какие основные источники финансирования?
— В 2003 г. более 120 млн. грн было инвестировано в ремонты, капитальное строительство и реконструкцию инфраструктуры предприятия.
Объем инвестиций в 2004 году планируется на уровне 170 млн. грн, а это уже предпосылка к качественно новому техническому уровню эффективного производства электро- и теплоэнергии. Эти работы финансируются за счет прибыли предприятия.
Для пополнения оборотных средств и покрытия кассовых разрывов в расчетах с энергорынком используем кредитные линии. В настоящий момент мы проводим мониторинг технических идей для формирования пакета инвестиционных проектов, параллельно изучаем версии источников финансирования.

— Какова Ваша роль как топ-менеджера в принятии стратегических решений на предприятии? Вы считаете себя руководителем, который разрабатывает стратегию предприятия, или же оперативным управленцем?
— На "Востокэнерго" стратегия предприятия, стратегические цели и задачи разрабатываются командой менеджеров и специалистов по стратегическому управлению. Я же участвую как в разработке стратегии, так и в ее реализации. На меня возложены функции организации и осуществления стратегического управления. Функции операционного менеджмента делегированы мною руководителям структурных единиц.
При этом, естественно, эффективно используются методы контроллинга и системы управленческого учета. На собственном опыте убежден, что профессионализм плюс достаточная мотивация менеджеров и персонала позволяют в полной мере реализовать преимущества эффективного собственника по сравнению с государственными предприятиями.

— В чем, на Ваш взгляд, состоят отличительные черты в стиле управления топ-менеджеров частных и государственных предприятий?
— У меня сравнительно небольшой стаж руководства крупной компанией, поэтому я считаю, что не вправе делать серьезных обобщений относительно стиля менеджмента государственных и негосударственных предприятий. Могу сказать лишь о своих собственных впечатлениях, а также о наблюдениях за работой руководителей — коллег по Ассоциации "ДТЭК".
Известно, что энергетическая отрасль чрезвычайно важна и в той же мере чрезвычайно сложна. Руководитель высокого ранга должен иметь солидный фундамент профессиональных знаний и немалый отраслевой практический опыт. Поэтому в топ-менеджменте энергетической отрасли нет новичков. Все мы прошли одну школу подготовки управленческих кадров и номенклатурный отбор. В работе использовали, естественно, практически одинаковые методы, а стиль существенно определялся личностными качествами руководителя. В частной компании мой стиль управления детерминирован стандартами корпоративного менеджмента. Я нахожусь на вершине иерархии в компании, но делегирую достаточно широкие полномочия своим заместителям и доступен для рядовых управленцев. А в целом могу с уверенностью сказать, что стиль управления — мой и моих коллег по Ассоциации — стал, несомненно, более демократичным.

— Как формировалась менеджерская команда ООО "Востокэнерго"? Какой уровень доходов персонала компании?
В основном все работники "Востокэнерго" — бывшие специалисты с "Донбассэнерго".
Я сам проработал 13 лет на Зуевской ТЭС, когда она еще входила в состав "Донбассэнерго".
В 2002 году, когда мы приняли в эксплуатацию целостный имущественный комплекс Зуевской, Кураховской и Луганской ТЭС, по переводу к нам пришли работать 6,4 тыс. чел. Согласно штатному расписанию, сегодня у нас работает 7,5 тыс. чел., исполнительный орган насчитывает 39 чел. Средняя зарплата по предприятию составляет 985 грн.

— Игорь Николаевич, как известно, в 2003 году Вы были избраны в совет голосующих директоров совета ОРЭ? Что дает Вам эта должность?
— "Востокэнерго", как частная компания, занимает независимую позицию относительно отраслевого министерства и других административных структур. Вместе с тем мы
осуществляем свою деятельность в соответствии с правилами ОРЭ и существенно зависимы от НКРЭ. Поэтому совет энергорынка является для компании центром необходимых коммуникаций с отраслевой администрацией, коллегами, конкурентами.
Именно здесь мы имеем возможность выступать с инициативами по совершенствованию работы энергорынка, отстаивать свои мнения и права. В прошлом году нам в составе представителей тепловых генераций все-таки удалось в противоборстве с НАЭК "Энергоатом" устранить дискриминацию в расчетах за отпущенную электроэнергию.

— Считаете ли Вы совершенной действующую модель энергорынка в Украине?
— Как известно, энергорынок в Украине функционирует с 1996 года по британской модели. Да, десять лет назад это была прогрессивная модель, в рыночных преобразованиях электроэнергетики мы обогнали тогда даже Россию. Сегодня энергетика той же Великобритании функционирует по совершенно другой модели — либеральной. Существенно либерализуется и энергорынок России, которая уже создала и запустила в действие биржу электроэнергии. Начали работу энергетические биржи в Польше и Чехии, а Украина в этом вопросе стоит на месте. Благодаря мировому опыту уже достаточно четко определены этапы эволюции энергорынков в направлении их либерализации на основе конкурентных моделей развития отрасли. Такие же ориентиры определены и Европейским Сообществом. А украинская энергетика пока не имеет даже такого необходимого документа, как "Энергетическая стратегия".
Действующая модель оптового энергорынка в Украине уже устарела, ее нужно либерализовать. На каком-то определенном этапе своего развития действующий энергорынок уже сыграл свою роль. Сегодня необходимо формировать основы для перехода на рынки прямых договоров. При существующей модели энергорынка им очень легко административно управлять. Рынок сейчас представляет собой расчетный центр, с огромными правами, но почти нулевой ответственностью перед своими кредиторами. Возможности забрать долги просто отсутствуют. Судебные иски выигрываются, но не более.

— Когда, на Ваш взгляд, следует ожидать введения двухсторонних контрактов на продажу электроэнергии в Украине? Какие проблемы нужно решить, чтобы рынок двухсторонних контрактов заработал?
— Я считаю, что будущее — только за рынками прямых контрактов. Однако среда для перехода на рынок прямых договоров должна исключить такие негативные факторы, как неплатежи в энергорынок, сверхнормативные потери в энергосетях. Достаточно важными являются также вопросы усовершенствования диспетчеризации и технических средств коммерческого учета и ряд других, не менее значимых факторов.
— С 1 февраля 2004 года начал свою работу Оптовый рынок энергетического угля Украины (ОРЭУ). Как Вы относитесь к его работе? Продолжаете ли дальше стоять на своих позициях?
— Моя позиция остается неизменной, так как эффективности в создании оптового рынка энергетического угля нет. Создание ОРЭУ — это инструмент силового давления министра топлива и энергетики Украины Сергея Ермилова на руководителей теплогенерирующих компаний и угольных предприятий. Бесспорно, уголь должен стоить столько, сколько он стоит, но тогда возникнет вопрос: сколько будет стоить электроэнергия для потребителя и какие инфляционные последствия могут возникнуть для экономики Украины в целом.
Создавая ОРЭУ, Минтопэнерго преследует цель сбалансировать затратность и доходность угля. Приведу пример: себестоимость угля на ГП "Свердловскантрацит" составляет порядка 145 грн./т, а на ГП "Донбассантрацит" — 344 грн. В данном случае не цены должны "догонять" затраты. Нужно научиться управлять затратами и не предоставлять преференции бесхозяйственности.
Кроме того, при таком подходе к ценообразованию на угольную продукцию генкомпании не смогут ее полностью оплачивать, а это приведет к строительству новых финансовых пирамид, но теперь уже на ОРЭУ.
В результате нового витка цен на уголь цена угольной килокалории приближается к цене газовой. Поэтому уголь с его качеством становится относительно газа неконкурентным. В целом, с повышением цен на газ и уголь теплогенерирующие компании Украины приближаются к зоне работы с планово убыточной экономикой.

— Расскажите о планах компании на 2004 год? Какие приоритетные направления развития компании на ближайшие два-три года?
— В первую очередь, в 2004 году мы планируем преодолеть стагнацию основных средств производства путем проведения капитальных ремонтов блочного и неблочного оборудования ТЭС; продолжить проект газификации Кураховской ТЭС, а также работать над организацией надежного и качественного топливоснабжения. Кроме того, в текущем году планируем продолжить структурную реорганизацию, в частности энергоремонтных служб и топливоподготовки.
В перспективе мы планируем начать подготовку к широкомасштабным проектам реконструкции отработавших ресурс энергоблоков. В качестве вариантов рассматриваем проект внедрения котлов с циркулирующим кипящим слоем, газотурбинные надстройки, проекты экологически чистых технологий.
Что касается прогноза итоговых показателей "Востокэнерго" в 2004 году, то из-за нестабильной ситуации с ценами на уголь прогнозировать что-либо очень сложно. Тем не менее, мы будем стремиться к положительным результатам.
Планы, как видите, реалистичные. При их разработке мы ориентировались на устойчивое развитие экономики страны и интеграцию в Европейскую энергетическую систему. Наши планы основываются на предпосылках динамичного развития региональной экономики и координированы с партнерами по Ассоциации "ДТЭК".

Справка
28 апреля 2001 года три из пяти тепловых электростанций "Донбассэнерго" — Луганская, Зуевская и Кураховская — были проданы компании "Техремпоставка" на аукционе за долги перед рядом предприятий за 208 млн. грн.
До 31 марта 2002 года "Техремпоставка" сдавала приобретенные ею ТЭС в аренду "Донбассэнерго". Затем договор аренды на три ТЭС был подписан с ООО "Востокэнерго".
С 1 апреля 2002 года НКРЭ выдала ООО "Востокэнерго" лицензию на производство электроэнергии сроком на три года.
ООО "Востокэнерго" является членом Ассоциации "Донбасская топливно-энергетическая компания".