- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Приватизация "Укртелекома" тормозится
Приватизацию ОАО "Укртелеком" правительство Украины намерено начать на следующей неделе, сообщил первый вице-премьер-министр Украины Юрий Ехануров. Противоположное мнение о том, что начало разгосударствления компании может задержаться, до этого было высказано на заседании парламентской контрольной комиссии по вопросам приватизации
ПЛАН приватизации на следующий год, предусматривающий перечисление в бюджет 9 млрд. грн., рассчитан с учетом продажи "Укртелекома" и всех энергетических предприятий. Остальные продажи не существенны, считает руководство ФГИУ, и особого влияния на результаты не окажут. И хотя к ходу подготовки "Укртелекома" к приватизации приковано пристальное внимание со стороны законодательной и исполнительной властей, на прошлой неделе появились высказывания депутатов о том, что в намеченные сроки продажа этого объекта может не состояться.
Как отметил председатель парламентской контрольной комиссии по вопросам приватизации Александр Рябченко, во-первых, уже нарушаются сроки, предусмотренные в Законе "Об особенностях приватизации "Укртелекома" (принятом 13 июля 2000 года), во-вторых, сам закон содержит нормы, существование которых не дает возможности найти стратегического инвестора. Например, норма об использовании части поступлений от продажи госимущества на дополнительную эмиссию. Какой серьезный инвестор захочет приобретать пакет акций "Укртелекома", если после этого предусмотрено увеличение государственной доли?
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.uaСОГЛАСНО закону, после продажи пакета акций "Укртелекома" 30% средств, вырученных от продажи, перечисляется предприятию как инвестиция на развитие сетей электросвязи и на эту же сумму проводится дополнительная эмиссия акций и передается государству.
Фонд госимущества уже обратился с предложением к Кабинету Министров отменить в законе об особенностях приватизации "Укртелекома" эту норму. Однако правительство еще не подало в Верховную Раду предложение о внесении в закон изменений. Поэтому данный вопрос отсутствует в плане рассмотрения законопроектов на 6-й сессии парламента.
"Если этот вопрос не будет рассмотрен до февраля, то неизвестно, когда можно будет начать продажу пакета акций. Кроме этого, насколько мне известно, еще не завершена корпоратизация "Укртелекома". Процесс задерживает не Фонд, есть другие исполнители, но если ситуация в ближайшее время не изменится, то наверняка возникнут проблемы, и не знаю, когда "Укртелеком" успеют продать", — подчеркнул А. Рябченко.
Закон в существующей на сегодня редакции, по мнению ряда депутатов, позволяет продавать акции "Укртелекома" только трудовому коллективу.
Но, судя по словам первого вице-премьер-министра Юрия Еханурова, опасений, что приватизация предприятия затянется, не существует. Так, рассмотренный 22 сентября на заседании правительственного комитета по экономическому развитию проект постановления предусматривает, в частности, создание комиссии, которая будет проводить приватизацию ОАО "Укртелеком", а также решать другие технические вопросы. К тому же Юрий Ехануров определился с кандидатурой председателя комиссии и будет ее предлагать на утверждение правительству.
Насколько это повлияет на ускорение приватизации предприятия, неизвестно. А пока состояние самого ОАО "Укртелеком" накануне приватизации, по словам его руководителя, остается кризисным. Однако предприятие имеет возможность преодолеть отставание, заявил глава компании Станислав Довгий. По его мнению, "Укртелекому" необходимо усовершенствовать инвестиционную политику, систему менеджмента, структуру, а также снизить дебиторскую задолженность.
Согласно принятому парламентом закону, обязательным условием приватизации "Укртелекома" является закрепление в госсобственности пакета акций в размере 50%+1 акция. Предусмотрена конкурсная продажа не менее 25% акций предприятия промышленному инвестору исключительно за денежные средства. Закон также определяет, что одним из принципов приватизации ОАО является сохранение целостного имущественного комплекса компании до приватизации и в процессе ее проведения.
Комментарии
Александр БОНДАРЬ, председатель ФГИУ:
— Проблема подготовки объектов к приватизации заключается в том, что министерства не готовы и не готовят объекты к продаже. Это утверждение относится и к "Укртелекому". Разговоров о подготовке его к приватизации велось много, но если мы посмотрим на его теперешнее состояние, то увидим, что отношение руководства отрасли и руководителя предприятия к этому процессу имеют разные векторы действий, и их надо согласовывать. А на это может уйти неопределенное количество времени.
Алексей КОСТУСЕВ, председатель Комитета по вопросам экономической политики, управления народным хозяйством, собственности и инвестиций:
— Как один из авторов Закона "Об особенностях приватизации "Укртелекома" хочу заметить, что в проекте, подготовленном мной и И. Белоусовой, нормы о дополнительной эмиссии не было. Она появилась позже, при подготовке закона во втором чтении. Я сразу высказывался против дополнительной эмиссии, понимая, что это может стать тормозом приватизации.
Но, по моему мнению, закон все равно создает достаточно широкое правовое поле и предоставляет хорошую возможность тем, кто будет заниматься конкретно приватизацией "Укртелекома", провести ее качественно.
Я считаю, что пакет, закрепленный за государством, надо раскрепить и передать в управление промышленному инвестору, который купит первый пакет акций "Укртелекома". Во-первых, это резко повысит привлекательность объекта, а во-вторых, даст возможность появиться потенциальным покупателям, которых иначе нам не дождаться.
И вопрос сегодня стоит не столько о внесении изменений в сам закон о приватизации "Укртелекома", сколько о желании двигаться вперед, а сегодня не все к этому готовы.