Приватизация "Укртелекома" тормозится

Приватизацию ОАО "Укртелеком" правительство Украины намерено начать на следующей неделе, сообщил первый вице-премьер-министр Украины Юрий Ехануров. Противоположное мнение о том, что начало разгосударствления компании может задержаться, до этого было выска

Приватизацию ОАО "Укртелеком" правительство Украины намерено начать на следующей неделе, сообщил первый вице-премьер-министр Украины Юрий Ехануров. Противоположное мнение о том, что начало разгосударствления компании может задержаться, до этого было высказано на заседании парламентской контрольной комиссии по вопросам приватизации

ПЛАН приватизации на следующий год, предус­матривающий перечис­ление в бюджет 9 млрд. грн., рассчитан с учетом продажи "Укртелекома" и всех энер­гетических предприятий. Ос­тальные продажи не сущест­венны, считает руководство ФГИУ, и особого влияния на ре­зультаты не окажут. И хотя к хо­ду подготовки "Укртелекома" к приватизации приковано при­стальное внимание со стороны законодательной и исполни­тельной властей, на прошлой неделе появились высказыва­ния депутатов о том, что в на­меченные сроки продажа этого объекта может не состояться.

Как отметил председа­тель парламентской кон­трольной комиссии по вопро­сам приватизации Александр Рябченко, во-первых, уже на­рушаются сроки, предусмот­ренные в Законе "Об особен­ностях приватизации "Укрте­лекома" (принятом 13 июля 2000 года), во-вторых, сам закон содержит нормы, суще­ствование которых не дает возможности найти стратеги­ческого инвестора. Напри­мер, норма об использовании части поступлений от прода­жи госимущества на дополни­тельную эмиссию. Какой се­рьезный инвестор захочет приобретать пакет акций "Укртелекома", если после этого предусмотрено увели­чение государственной доли?

СОГЛАСНО закону, по­сле продажи пакета акций "Укртелекома" 30% средств, вырученных от продажи, перечисляется предприятию как инвести­ция на развитие сетей элект­росвязи и на эту же сумму проводится дополнительная эмиссия акций и передается государству.

Фонд госимущества уже обратился с предложением к Кабинету Министров отме­нить в законе об особенностях приватизации "Укртелекома" эту норму. Однако правитель­ство еще не подало в Верхов­ную Раду предложение о вне­сении в закон изменений. По­этому данный вопрос отсутст­вует в плане рассмотрения за­конопроектов на 6-й сессии парламента.

"Если этот вопрос не бу­дет рассмотрен до февраля, то неизвестно, когда можно будет начать продажу пакета акций. Кроме этого, насколь­ко мне известно, еще не завершена корпоратизация "Укртелекома". Процесс за­держивает не Фонд, есть дру­гие исполнители, но если си­туация в ближайшее время не изменится, то наверняка воз­никнут проблемы, и не знаю, когда "Укртелеком" успеют продать", — подчеркнул А. Рябченко.

Закон в существующей на сегодня редакции, по мне­нию ряда депутатов, позво­ляет продавать акции "Укрте­лекома" только трудовому коллективу.

Но, судя по словам перво­го вице-премьер-министра Юрия Еханурова, опасений, что приватизация предприя­тия затянется, не существует. Так, рассмотренный 22 сентя­бря на заседании правитель­ственного комитета по эконо­мическому развитию проект постановления предусматри­вает, в частности, создание комиссии, которая будет про­водить приватизацию ОАО "Укртелеком", а также решать другие технические вопросы. К тому же Юрий Ехануров определился с кандидатурой председателя комиссии и бу­дет ее предлагать на утверж­дение правительству.

Насколько это повлияет на ускорение приватизации предприятия, неизвестно. А пока состояние самого ОАО "Укртелеком" накануне прива­тизации, по словам его руко­водителя, остается кризис­ным. Однако предприятие имеет возможность преодо­леть отставание, заявил глава компании Станислав Довгий. По его мнению, "Укртелекому" необходимо усовершен­ствовать инвестиционную по­литику, систему менеджмента, структуру, а также снизить де­биторскую задолженность.

Согласно принятому пар­ламентом закону, обязатель­ным условием приватизации "Укртелекома" является за­крепление в госсобственнос­ти пакета акций в размере 50%+1 акция. Предусмотрена конкурсная продажа не менее 25% акций предприятия промышленному инвестору исключительно за денежные средства. Закон также опре­деляет, что одним из принци­пов приватизации ОАО явля­ется сохранение целостного имущественного комплекса компании до приватизации и в процессе ее проведения.

Комментарии

Александр БОНДАРЬ, председатель ФГИУ:

— Проблема подготовки объек­тов к приватизации заключается в том, что министерства не готовы и не готовят объекты к продаже. Это утверждение относится и к "Укртелекому". Разговоров о подготовке его к приватизации велось много, но если мы посмотрим на его тепе­решнее состояние, то увидим, что отношение руководства отрасли и руководителя предприятия к этому процессу имеют разные векторы действий, и их надо согласовывать. А на это может уйти неопре­деленное количество времени.

Алексей КОСТУСЕВ, председатель Комитета по вопросам экономической политики, управления народным хозяйством, собственности и инвестиций:

— Как один из авторов Закона "Об особенностях приватизации "Укртелекома" хочу заметить, что в проекте, подготовленном мной и И. Белоусовой, нормы о дополни­тельной эмиссии не было. Она по­явилась позже, при подготовке за­кона во втором чтении. Я сразу вы­сказывался против дополнительной эмиссии, понимая, что это может стать тормозом приватизации.

Но, по моему мнению, закон все равно создает достаточно широкое правовое поле и предостав­ляет хорошую возможность тем, кто будет заниматься конкрет­но приватизацией "Укртелекома", провести ее качественно.

Я считаю, что пакет, закрепленный за государством, надо раскрепить и передать в управление промышленному инвесто­ру, который купит первый пакет акций "Укртелекома". Во-пер­вых, это резко повысит привлекательность объекта, а во-вто­рых, даст возможность появиться потенциальным покупателям, которых иначе нам не дождаться.

И вопрос сегодня стоит не столько о внесении изменений в сам закон о приватизации "Укртелекома", сколько о желании двигаться вперед, а сегодня не все к этому готовы.