Прогрессивный февраль

9-11 февраля состоится пленарное заседание FATF. На двух предыдущих заседаниях этой организации, также проходивших в последние месяцы прошлой и позапрошлой зимы, были приняты позитивные для Украины решения. Этот год, похоже, также не станет исключением

9-11 февраля состоится пленарное заседание FATF. На двух предыдущих заседаниях этой организации, также проходивших в последние месяцы прошлой и позапрошлой зимы, были приняты позитивные для Украины решения. Этот год, похоже, также не станет исключением

Потепление отношений между Украиной и FATF наметилось еще два года назад. На пленарном заседании FATF в феврале 2003 года с нашей страны были сняты санкции, предусматривающие рекомендации странам-членам FATF тщательно проверять все финансовые операции с Украиной. Ровно год назад Украина уже была исключена FATF из "черного" списка государств, не сотрудничающих в борьбе с отмыванием "грязных" денег. Ожидается, что на нынешнем заседании FATF будет рассмотрен вопрос о снятии с Украины со стороны этой организации усиленных мер мониторинга. Подобная форма контроля практикуется FATF в отношении стран, которые сравнительно недавно были исключены из "черного" списка. Мониторинг предполагает постоянное отслеживание законодательных, инфраструктурных и других качественных изменений по предотвращению легализации преступных доходов.

По мнению ответственных работников действующего в структуре Минфина Государственного департамента финансового мониторинга, на сегодня есть весомые основания предполагать, что и нынешний февраль не станет исключением в наметившемся ряду положительных событий. Что, собственно, подтверждает январское пленарное заседание в Страсбурге специального комитета MONEYVAL, где был отмечен значительный прогресс Украины на пути развития законодательной базы и создания инфраструктуры для эффективной борьбы с отмыванием "грязных" денег. Еще одним весомым аргументом для ожиданий отмены усиленного финмониторинга является прошлогоднее вступление Украины в Международную группу Егмонт.

Одной из основных претензий FATF еще полуторагодичной давности было неудовлетворение состоянием финмониторинга в небанковском финансовом секторе Украины. Речь шла о нелегальных схемах вывода капитала при помощи перестраховочных схем. Здесь стоит заметить, что основной программной задачей FATF является борьба с отмыванием и легализацией денег, полученных в результате незаконной торговли наркотическими, психотропными веществами, оружием и людьми. В отношении же Украины основные претензии относились к легализации доходов, полученных в результате "теневых" схем и неуплаты налогов. Тем не менее, Украина сделала большой шаг навстречу требованиям FATF. Как известно, были перекрыты практически все каналы незаконных перестраховочных схем со странами Прибалтики.

Значительный прогресс достигнут и в отношении развития инфраструктуры финмониторинга. На протяжении прошлого года для подразделения финансовой разведки Украины был разработан программный комплекс, который открыл доступ к базам данных Минфина, МВД, СБУ, ГНАУ, КРУ и Гостаможслужбы. А на минувшей неделе, по словам замглавы Госфинмониторинга Станислава Клюшке, в Украине был запущен пилотный проект Единой государственной информационной системы в сфере предотвращения и противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. В рамках этого проекта будут объединены электронные базы данных всех министерств, а также других органов центральной исполнительной власти.

Справка

Борьбу с отмыванием "грязных" денег ведут три международные организации. Ведущей является основанная в 1989 году FATF (Financial Action Task Force on Money Laundering) — Международная группа по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег, полученных преступным путем. На сегодняшний день членами FATF являются 31 государство и две региональные организации. Среди центральных и восточноевропейских стран членом FATF является только Россия. Украина, в свою очередь, является членом двух других международных организаций. Первая из них — MONEYVAL — специальный комитет Совета Европы по вопросам противодействия отмыванию "грязных" денег, объединяющий европейские страны, противодействующие отмыванию и легализации средств на международном уровне, но которые не являются членами FATF. Вторая — Международная группа Егмонт, объединяющая Подразделения финансовых разведок (ПФР) 94-х стран мира.

Хронология событий

- Сентябрь 2001 г.

Украина внесена в "черный" список стран, которые не сотрудничают в борьбе с отмыванием доходов, полученных преступным путем.

- 10 декабря 2001 г.

Президент издал Указ "О мерах предупреждения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем".

- 10 января 2002 г.

В рамках исполнения Указа Президента Кабмин создал Государственный департамент финансового мониторинга в составе Министерства финансов.

- Декабрь 2002 г.

За недостаточную борьбу с отмыванием "грязных" денег FATF ввела санкции против Украины: членам FATF рекомендовано тщательно проверять все финансовые операции, проводимые с партнерами из Украины.

- Февраль 2003 г.

Санкции в отношении Украины были отменены, но страна продолжала оставаться в "черном" списке.

- 12 июня 2003 г.

Вступил в действие Закон "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем".

- 25 февраля 2004 г.

Международная группа по борьбе с отмыванием "грязных" денег FATF на пленарном заседании единогласно поддержала решение об исключении Украины из "черного" списка стран, не противодействующих легализации теневых капиталов.

- Декабрь 2004 г.

Президент издал Указ "О Государственном комитете финансового мониторинга Украины", согласно которому на базе действующего в составе Минфина Госдепартамента финмониторинга создается центральный орган исполнительной власти со специальным статусом.

Комментарии

Игорь Ткалич, начальник управления безопасности Укргазбанка:

— Как устроена система финмониторинга в вашем банке?

— Есть разработанные и утвержденные документы, полностью соответствующие требованиям НБУ, согласно которым и производится финансовый мониторинг всех операций. Система построена следующим образом: операционист, осуществляющий платеж, в соответствии с технологической картой определяет, попадает ли платеж под выписанные в ней признаки. Если да, то платеж отмечается в соответствующей компьютерной программе и попадает к ответственному за финмониторинг работнику, который определяет платеж на предмет сомнительности. В каждом филиале (как и в головном офисе) есть ответственные за это направление работники, которые ежемесячно отчитываются перед головным офисом. Для этого разработано специальное программное обеспечение, установленное как для сотрудников банка, так и для ответственных работников. Все наши клиенты идентифицированы в соответствии с законодательством. Если предприятия не подают информацию, или возникает вопрос о ее достоверности, мы вынуждены отказывать клиентам в обслуживании. Могу сказать, что на сегодняшний день все наши клиенты полностью идентифицированы, и сейчас мы работаем только с проверенными предприятиями и организациями.

— По каким критериям отбираются финансовые операции, информация о которых посылается в Госфинмониторинг и другие госорганы?

— Критерии отбора финопераций для обязательного мониторинга четко определены в статьях 11 и 12 Закона "О финансовом мониторинге". Что же касается внутреннего финмониторинга, то критерии отбора, содержащиеся в законе, являются размытыми и нечеткими. При желании практически любую операцию можно подвести под внутренний финмониторинг. По моему мнению, которое разделяют многие банкиры, эти операции нужно прописать более четко. Ведь почти в каждом пункте закона встречаются термины "неоднократно", "регулярно", "большой", "существенное", которые каждый трактует на свое усмотрение. У нас был случай, когда при проверке одного из региональных отделений, НБУ потребовал в наши Правила проверки внести пункт, который не определялся ни в одном законе.

— По данным Госфинмониторинга, нарушения требований Положения о проведении банками финансового мониторинга составляют 63% всех нарушений законодательства банками. Почему так происходит?

— Если говорить о нашем банке, то в прошлом году был проверен как головной офис, так и практически все филиалы. В головном офисе, как и в большинстве филиалов нарушений не было выявлено. Если же и были замечания по отдельным филиалам, то они вызваны именно размытостью критериев операций, попадающих под внутренний финмониторинг. Отмечу, что политика банка в отношении вопросов финмониторинга является достаточно жесткой. В случае недосмотра или халатности ответственного работника, если он не передает информацию о сомнительных операциях, мы прощаемся с ним. Считаю, что построенная в нашем банке система финмониторинга дает возможность четко отследить все сомнительные операции и работать только с проверенными клиентами.

Андрей Онистрат, управляющий Киевской областной дирекции Укрсоцбанка:

— В каждом балансовом филиале существует утвержденный в НБУ специалист, ответственный за финансовый мониторинг. Он подчиняется руководителю финмониторинга в целом по банку и начальнику филиала. Первичный отбор операций, информация о которых подлежит передаче в Госфинмониторинг, производит специально созданный для этих целей программный продукт. Список отобранных операций, анализируется ответственным за финмониторинг, подписывается управляющим и после этого отправляется в управление Госфинмониторинга.

Задача банка — разобраться в каждой конкретной ситуации и не допустить неправомерного разглашения банковской тайны, при этом четко выполнив все положения Закона "О финансовом мониторинге".

На сегодняшний день мне не известны случаи нарушения Укрсоцбанком требований Положения о проведении банками финансового мониторинга. Впрочем, на начальном этапе введения системы финмониторинга некоторые банки столкнулись с проблемой идентификации клиентов, так как не хватало операционного ресурса для осуществления таких объемов работы (речь шла о десятках тысяч физических и юридических лиц) в оговоренные сроки. Особые трудности возникали с юридическими лицами, учредителями которых являлись другие юрлица.