Это новое delo.ua. Cайт работает в тестовом режиме

Производство пива в одном формате

Не так давно "САН Интербрю Украина" завершила объединение всех структурных единиц компании в одно юридическое лицо, которое предполагает консолидированную систему управления. О трудностях в законодательном, и особенно налоговом поле рассказывает националь

Не так давно "САН Интербрю Украина" завершила объединение всех структурных единиц компании в одно юридическое лицо, которое предполагает консолидированную систему управления. О трудностях в законодательном, и особенно налоговом поле рассказывает национальный налоговый менеджер компании ДМИТРИЙ ГРИЩЕНКО

Реорганизация четырех компаний в одно юридическое лицо является продолжением процесса интеграции в мировую структуру. Интеграция бизнеса как таковая началась в 1996 году, когда InBev (в то время — Interbrew) впервые пришла в Украину, приобретя акции пивзавода "ДЕСНА". После введения в состав компании пивзаводов "ЯНТАРЬ" и "РОГАНЬ" начали проводиться интеграционные процессы, предполагающие внедрение единых принципов ведения бизнеса. Поэтому действующий в настоящее время проект реорганизации четырех предприятий в одно юридическое лицо является венцом интеграционных процессов бизнеса InBev в Украине.

Реорганизация предполагает унификацию организационных структур заводов, реинжиниринг внутренних бизнес-процессов для сокращения документооборота и упрощения рутинной работы. Следует отметить, что процесс реорганизации в единое юрлицо не предполагает смену топ-менеджмента и не ведет к такому изменению условий труда, при котором бы люди покидали компанию. Однако реорганизация действительно предполагает изменение организационной структуры бизнеса. При этом три пивзавода, которые в настоящий момент являются отдельными юридическими лицами, в процессе присоединения станут безбалансовыми производственными филиалами компании "САН Интербрю Украина". Это, главным образом, и ведет к изменению организационной структуры.

Самым сложным в процессе реорганизации на первоначальном этапе был анализ нормативных ограничений процесса реорганизации, особенно в части ограничений налогового и корпоративного законодательства. По многим важным вопросам реорганизации действующее законодательство не дает четких ответов и не описывает четких процедур. Поэтому мы были вынуждены очень скрупулезно взвешивать противоречивые нормы законодательства. По оставшимся открытыми проблемам проектная команда консультировалась с соответствующими государственными органами. Нам удалось четко определить для себя форму и план реорганизации, которые являются достойным компромиссом в условиях несовершенного законодательства.

Украинское налоговое законодательство при реорганизации в единое юридическое лицо предполагает переход уплаты НДС, сборов в Пенсионный фонд, фонды социального страхования в бюджет места регистрации единой компании (в нашем случае — г. Киев). Однако основной налоговой нагрузкой пивзаводов в регионах является акцизный сбор на пиво, доля которого в общей сумме налоговых платежей составляет более 50%. И именно в отношении акцизного сбора налоговое законодательство предлагает расплывчатые формулировки механизма распределения между центром и филиалами в условиях единого юридического лица. Поэтому нами были произведены соответствующие консультации с Госудаственной налоговой администрацией Украины, в ходе которых был определен механизм уплаты акцизного сбора на пиво в регионы регистрации производственных безбалансовых филиалов.

Ввиду постоянного роста объемов реализации продукции пивзаводов и предполагаемого увеличения ставки акцизного сбора минимум на 11% в следующем году регионы получат больше акцизного сбора, чем в текущем году, что позволит компенсировать недополученные средства вследствие перехода НДС, сборов в Пенсионный фонд и фонды социального страхования в центр. Я уже не говорю о том, что уплата восьми прочих налогов остается в регионах, в соответствии с налоговым законодательством. При этом предполагается, что уплата налога на прибыль будет производиться консолидированно, то есть распределяться между бюджетами регионов пропорционально валовым затратам филиалов. Поэтому нами было принято решение не допустить снижения уровня налоговых поступлений в бюджеты регионов. Соответственно этой задаче производился и выбор формы реорганизации.

Проектом "Реорганизация" занимается команда, в состав которой входят представители различных департаментов. Проект "Реорганизация" не предполагает значительных изменений формата официальной отчетности и внутренней менеджмент-отчетности. Ввиду объединения бухгалтерий четырех компаний в одну поменяются процедуры учета и, соответственно, изменятся принципы организации используемой в настоящее время ERP-системы EFAS. Это создаст хорошую базу для перехода на ERP-систему SAP в ближайшем будущем.

Расчетная продолжительность проекта "Реорганизация" в компании составляет 16 месяцев. Эта значительная продолжительность определяется, главным образом, определенными законодательно периодами, которые нельзя сократить. Например, речь идет о двухмесячном периоде, когда кредиторы имеют право предъявить к реорганизуемому предприятию требование о досрочном погашении долга, или же о периоде 45 дней между датой объявления о проведении собрания акционеров и датой проведения собрания. Проект сложный и предполагает большое количество этапов, основные из которых, пожалуй, следующие: выбор оптимальной формы проведения реорганизации с точки зрения действующей нормативной базы, получение одобрения Антимонопольного комитета Украины, разработка новой организационной структуры, изменение бизнес-процессов, адаптация ERP-системы, проведение преобразования компаний другой организационно-правовой формы в акционерные общества, деноминация акций акционерных обществ с целью обеспечить кратный обмен старых акций на новые в ходе реорганизации, присоединение заводов к "САН Интербрю Украина".

Основной подход InBev в осуществлении подобных сложных проектов заключается в максимально возможном использовании собственных ресурсов. Однако, следуя политике внутреннего риск-менеджмента, мы привлекали хорошо известную фирму для независимой оценки налоговых и юридических рисков разработанной формы осуществления проекта.