Рабочие лошади Кабмина

Новый Кабинет Министров возобновит работу правительственных комитетов. Создано семь комитетов, назначены их руководители

Новый Кабинет Министров возобновит работу правительственных комитетов. Создано семь комитетов, назначены их руководители

На прошлой неделе окончательно сформированный Кабмин одобрил идею восстановить правительственные комитеты, которую премьер-министр Юрий Ехануров высказывал неоднократно со времени своего назначения. Правительственные комитеты были созданы пять лет назад правительством Виктора Ющенко. Они успешно продолжали действовать и во времена премьерства Анатолия Кинаха, и при Викторе Януковиче.

"Традиционная структура работы Кабинета Министров заключалась в том, что все вопросы решались на уровне министерств, а затем, при необходимости, выносились на заседание Кабмина. В результате эти заседания были перегружены, и такая система создавала возможности лоббировать чьи-то интересы нечестным путем, — поясняет причины возникновения комитетов политолог Игорь Бураковский. — Комитеты были нужны, чтобы фильтровать решения, рассматривать уровень важности проблемы, степень готовности соответствующего решения, что давало возможность на заседании Кабинета Министров сосредоточиться на важных стратегических задачах. И это было очень важно, так как моментально дало возможность коллегиальным образом, по направлениям отсеивать некоторые документы, которые были или чересчур лоббистскими, или неподготовленными, или такими, на которых не стоило заострять внимание".

Как они действовали

Народный депутат Степан Гавриш был членом правительственного Комитета экономического развития и по вопросам евроинтеграции во время премьерства Виктора Януковича. "Комитеты были небольшими институтами, которые имели в программе очень узкую сферу интересов. Их работа заключалась в проведении заседаний с непосредственными структурными ключевыми субъектами, например, с руководителями крупных экономических структур, с крупными системными менеджерами, которые формировали в комитете некую отраслевую линию поведения. Заседания были разными по продолжительности, в зависимости от проблемы, о которой шла речь, — от одного и до четырех-пяти часов", — рассказывает Гавриш.

Народный депутат Владимир Сивкович, участвовавший в Комитете по вопросам обороны, ВПК и правоохранительной деятельности, вспоминает, что заседания в основном были короткими, занимали от получаса до полутора часов, были жестко подготовлены и проходили в форме голосования по внесенному вопросу и обсуждения — аргументации. Работавший в том же комитете депутат Георгий Скудар добавляет, что на заседаниях обсуждался не один, а сразу 8-12 вопросов.

Катерина Ващук, участвовавшая в работе Комитета по реформированию аграрного сектора, рассказывает, что в него входили "специалисты из разных отраслей: юристы — представители Минюста, народные депутаты. Практически каждый проект, решение отрабатывалось уже на стадии работы в правительственном комитете достаточно серьезно. Если были какие-то вопросы, то проект оставляли на доработку".

Владимир Сивкович видит главный прок от заседаний правительственных комитетов в согласовательном процессе между представителями Верховной Рады и Кабмина при подаче конкретного законопроекта. "Польза от того, как проходили распоряжения и постановления правительства через комитеты, я не знаю какая — разве что это забюрокрачивало процедуру и не давало возможности быстро проходить с лоббистским нормативным актом", — полагает депутат.

За что их убрали

Юлия Тимошенко, возглавив Кабинет Министров, прекратила заседания правительственных комитетов, а официально об их ликвидации она заявила в апреле. Хотя тогдашний первый вице-премьер Анатолий Кинах пытался возобновить практику заседаний, а в мае и июне даже выступал с публичными призывами возродить комитеты.

Катерина Ващук не находит пояснения решению Тимошенко: "Юлии Владимировне просто дали плохой совет", — считает она.

Официальной позицией экс-премьера было то, что заседания комитетов нецелесообразны и задерживают принятие важных правительственных решений. Действительно, проекты законодательных актов и другие документы могли подаваться на рассмотрение Кабмину только после утверждения в соответствующих комитетах.

Эксперты допускают, что экс-премьер не считала комитеты важным инструментом с точки зрения эффективности работы правительства. Либо, скорее, просто не доверяла этим комитетам и пыталась замкнуть информационные потоки на себе.

Депутат Сивкович уверен: "Премьер не в состоянии проконтролировать процедуру прозрачности и взаимодействия всех ведомств при принятии определенного решения. Одно министерство что-то подписывало, а все остальные должны были бежать вдогонку и еще раз подписывать, каждый по одному — нарушалась сама система работы Кабмина".

Выгода для министров

Глава секретариата президента Олег Рыбачук заявил, что после ликвидации правительственных комитетов многие министры даже хотели отказаться от своих портфелей.

Степан Гавриш, хотя и расценивает такое высказывание как некорректное ("глава секретариата не играет "на живом поле" и не является политиком, чтобы делать такие заявления"), тем не менее, не исключает, что "возможно, и имели место какие-то протесты министров, поскольку, в самом деле, комитеты — это опорные звенья Кабинета Министров. Это рабочие лошади, которые пахали больше всех".

"Просто весь аппарат министерства привык к такой системе: когда поднимается вопрос на правительственном комитете, они (министры и представители аппарата министерства — ред.) сразу вставляют свои предложения, если это касается их, и тем самым ускоряется работа для самих министерств, а не для премьера", — полагает Владимир Сивкович.

Что будет

В субботу Кабмин утвердил решение о создании семи правительственных комитетов. Созданы комитеты: по вопросам экономической политики (его возглавил премьер-министр Юрий Ехануров, заместитель — министр экономики Арсений Яценюк); по вопросам правовой политики и обороны (также возглавил премьер, его заместитель — первый вице-премьер Станислав Сташевский); по вопросам развития реального сектора экономики (возглавил Сташевский); по региональной политике (вице-премьер Роман Безсмертный); по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования (вице-премьер Юрий Мельник); по вопросам гуманитарной и социальной политики (вице-премьер Вячеслав Кириленко); по вопросам европейской и евроатлантической интеграции (министр иностранных дел Борис Тарасюк).

Комментарии

Анатолий Кинах, Секретарь CНБО:

— Деятельность правительственных комитетов оказывает содействие глубокой предыдущей подготовке, всестороннему профессионально-экспертному анализу вопросов, которые выносятся на заседание правительства. Как следствие, правительственные комитеты являются эффективным механизмом повышения качества и усовершенствования принимаемых Кабмином решений, оказывают содействие более прозрачному процессу их принятия.