Рада играет "на интерес"

Противоречия между окружением Виктора Ющенко и командой Юлии Тимошенко вылились не только в имиджевые потери для обоих политиков. Тимошенко без Кабмина и премьерского кресла, как и Ющенко с ослабленным секретариатом и скомпрометированным окружением, в оди

Противоречия между окружением Виктора Ющенко и командой Юлии Тимошенко вылились не только в имиджевые потери для обоих политиков. Тимошенко без Кабмина и премьерского кресла, как и Ющенко с ослабленным секретариатом и скомпрометированным окружением, в одиночку не в состоянии доминировать на политическом Олимпе. Ослабление лидеров парламент использовал по максимуму, де-факто уже достигнув основной цели политической реформы — усиления роли Верховной Рады в системе власти. Утверждение премьером Юрия Еханурова "в два этапа" и смещение центра по формированию бюджета-2006 от Минфина в профильный комитет Верховной Рады — убедительное тому подтверждение

Резкое усиление влияния парламента на принятие ключевых решений по управлению страной становится особенно очевидно при сравнении двух премьериад: назначения Юлии Тимошенко в феврале и Юрия Еханурова в сентябре. Беспрецедентная поддержка кандидатуры премьера 373 голосами весной наглядно демонстрировала не столько персональную популярность Тимошенко среди парламентариев, сколько ситуацию в самом парламенте. После победы Виктора Ющенко и переформатирования состава фракций в Раде отсутствовали самостоятельные центры влияния и принятия решений — воля Банковой была фактически единым ориентиром для многих депутатов.

Нынешняя ситуация напоминает весенние события с точностью до наоборот. Назначение Юрия Еханурова на должность премьера стало убедительной демонстрацией того, что главные политические решения президенту придется принимать только после согласования с депутатами. А после того как бюджетный комитет забрал на доработку проект бюджета-2006, велика вероятность, что в аналогичном порядке будут приниматься и основные решения в сфере экономики. Ликвидация должности госсекретаря и первого помощника президента, ограничение полномочий СНБОУ и подписание политического меморандума с Виктором Януковичем — это только краткий перечень уступок, на которые пришлось пойти Виктору Ющенко. Главным предметом торга станет конституционная реформа и целый набор полномочий, которые перейдут от президента к Верховной Раде.

И Виктор Ющенко, и Юлия Тимошенко, несомненно, не смирятся с потерей своего влияния во власти: возобновление даже ситуативного партнерства между этими политиками может серьезно ударить по "парламентскому триумвирату". Не случайно заявления о необходимости "спрятать топор войны" на прошлой неделе звучали из уст и Виктора Ющенко, и Юлии Тимошенко. Формирование коалиционного правительства может стать основой для перевода этих заявлений в практическую плоскость.

Парламентские лидеры тоже наверняка постараются укрепить свои позиции за счет объединения усилий. С той лишь разницей, что центров влияния в Раде намного больше, чем в исполнительной власти — соответственно, и конфигурация ситуативных (или стратегических) союзов может быть самой различной, как и ее влияние на политическую ситуацию в стране.

Например, на прошлой неделе из фракции "Партии регионов" из-за нарушения фракционной дисциплины во время голосования в Раде по кандидатуре Юрия Еханурова исключили народных депутатов Владимира Бойко и Сергея Матвиенкова. Политика, которую Владимир Бойко реализовывал на ММК им. Ильича, весьма близка по своей сути к социалистической идеологии — поддержка за счет прибыли меткомбината обширной социальной инфраструктуры, отказ от массовых увольнений рабочих, недорогие обеды для сотрудников и др. Идеологическая близость может стать основой для объединения Владимира Бойко и партии Александра Мороза. Финансовые ресурсы председателя правления ММК плюс развитая партийная сеть СПУ и политический авторитет Александра Мороза в сумме могут трансформировать этот союз в один из самых влиятельных в украинской политике.