Рада играет "на интерес"

Противоречия между окружением Виктора Ющенко и командой Юлии Тимошенко вылились не только в имиджевые потери для обоих политиков. Тимошенко без Кабмина и премьерского кресла, как и Ющенко с ослабленным секретариатом и скомпрометированным окружением, в оди
Адаптуйте бізнес-стратегію до сучасних викликів разом з управлінцями «Біосфера», Ajax, Bolt, Prom.ua, Uklon та ще понад 60 топових компаній
13 грудня на GET Business Festival отримайте перевірені стратегії залучення інвестицій для бізнесу, просування продукту онлайн та цифровізації бізнесу.
Забронювати участь

Противоречия между окружением Виктора Ющенко и командой Юлии Тимошенко вылились не только в имиджевые потери для обоих политиков. Тимошенко без Кабмина и премьерского кресла, как и Ющенко с ослабленным секретариатом и скомпрометированным окружением, в одиночку не в состоянии доминировать на политическом Олимпе. Ослабление лидеров парламент использовал по максимуму, де-факто уже достигнув основной цели политической реформы — усиления роли Верховной Рады в системе власти. Утверждение премьером Юрия Еханурова "в два этапа" и смещение центра по формированию бюджета-2006 от Минфина в профильный комитет Верховной Рады — убедительное тому подтверждение

Резкое усиление влияния парламента на принятие ключевых решений по управлению страной становится особенно очевидно при сравнении двух премьериад: назначения Юлии Тимошенко в феврале и Юрия Еханурова в сентябре. Беспрецедентная поддержка кандидатуры премьера 373 голосами весной наглядно демонстрировала не столько персональную популярность Тимошенко среди парламентариев, сколько ситуацию в самом парламенте. После победы Виктора Ющенко и переформатирования состава фракций в Раде отсутствовали самостоятельные центры влияния и принятия решений — воля Банковой была фактически единым ориентиром для многих депутатов.

Нынешняя ситуация напоминает весенние события с точностью до наоборот. Назначение Юрия Еханурова на должность премьера стало убедительной демонстрацией того, что главные политические решения президенту придется принимать только после согласования с депутатами. А после того как бюджетный комитет забрал на доработку проект бюджета-2006, велика вероятность, что в аналогичном порядке будут приниматься и основные решения в сфере экономики. Ликвидация должности госсекретаря и первого помощника президента, ограничение полномочий СНБОУ и подписание политического меморандума с Виктором Януковичем — это только краткий перечень уступок, на которые пришлось пойти Виктору Ющенко. Главным предметом торга станет конституционная реформа и целый набор полномочий, которые перейдут от президента к Верховной Раде.

И Виктор Ющенко, и Юлия Тимошенко, несомненно, не смирятся с потерей своего влияния во власти: возобновление даже ситуативного партнерства между этими политиками может серьезно ударить по "парламентскому триумвирату". Не случайно заявления о необходимости "спрятать топор войны" на прошлой неделе звучали из уст и Виктора Ющенко, и Юлии Тимошенко. Формирование коалиционного правительства может стать основой для перевода этих заявлений в практическую плоскость.

Парламентские лидеры тоже наверняка постараются укрепить свои позиции за счет объединения усилий. С той лишь разницей, что центров влияния в Раде намного больше, чем в исполнительной власти — соответственно, и конфигурация ситуативных (или стратегических) союзов может быть самой различной, как и ее влияние на политическую ситуацию в стране.

Например, на прошлой неделе из фракции "Партии регионов" из-за нарушения фракционной дисциплины во время голосования в Раде по кандидатуре Юрия Еханурова исключили народных депутатов Владимира Бойко и Сергея Матвиенкова. Политика, которую Владимир Бойко реализовывал на ММК им. Ильича, весьма близка по своей сути к социалистической идеологии — поддержка за счет прибыли меткомбината обширной социальной инфраструктуры, отказ от массовых увольнений рабочих, недорогие обеды для сотрудников и др. Идеологическая близость может стать основой для объединения Владимира Бойко и партии Александра Мороза. Финансовые ресурсы председателя правления ММК плюс развитая партийная сеть СПУ и политический авторитет Александра Мороза в сумме могут трансформировать этот союз в один из самых влиятельных в украинской политике.