Разделение властью

Впервые проведенные в Украине выборы в органы местного самоуправления по партийным спискам привнесли в жизнь украинского политикума новое явление. Так, широкое применение может получить норма Закона "О местном самоуправлении", согласно которой местный сов
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

Впервые проведенные в Украине выборы в органы местного самоуправления по партийным спискам привнесли в жизнь украинского политикума новое явление. Так, широкое применение может получить норма Закона "О местном самоуправлении", согласно которой местный совет 2/3 голосов может выразить недоверие главе обладминистрации. В условиях дележа портфелей использование подобной нормы чрезмерно политизирует систему управления на местах. Ведь, по сути, имея большинство в местных советах, определенные политические силы могут привести к управлению исполнительной властью в регионах своих людей. Что собственно и происходит в ряде регионов — там, где большинство в местной законодательной власти получили "бело-голубые". Сегодня впору говорить о том, что регионам — не до экономики. Без сомнений, на первом месте — политика и борьба за власть. Очень наглядно это демонстрирует развитие последних событий в ряде областей.

Первой "жертвой" борьбы стал Арсен Аваков — губернатор Харьковской области. 3 июня, обвинив главу облгосадминистрации в неудовлетворительных результатах работы, недоверие г-ну Авакову высказали 105 из 110 депутатов Харьковского областного совета. Причем их не смутили результаты экономической деятельности региона, предоставленные губернатором. Так, согласно официальным данным, с апреля 2005 года по темпам роста объемов производства Харьковский регион занимает первое место среди основных промышленных областей. Это, впрочем, не помешало депутатам от Партии регионов, КПУ и блока Витренко выразить недоверие Арсену Авакову.

Не заставили себя долго ждать и другие "бело-голубые" регионы: в прессе появились заявления идеологов Партии регионов (ПР) о том, что подобный сценарий они намерены задействовать и в других областях, где имеют большинство в местных советах.

В частности, Днепропетровской, Николаевской и Херсонской. И вполне вероятно, что после уже одержанных побед на поприще борьбы за кресло председателя облсовета в Запорожской области (которое занял представитель ПР Александр Нефедов), а также утверждения на пост главы Донецкой областной администрации компромиссного Владимира Логвиненко, усилия "регионалов" и в других областях будут не менее успешными.

Имея в системе местного самоуправления своих людей, той или иной политической силе будет вполне комфортно управлять регионом и позволит быстрее договориться о распределении полномочий между исполнительной властью и местными советами. Ведь, по сути, на сегодняшний день разделение полномочий — ахиллесова пята законодательства об управлении на местах. Так, например, Закон "О местном самоуправлении" имеет ряд неясных и плохо прописанных норм. Особенно это касается распределения полномочий и делегирования этих полномочий местными советами администрациям и наоборот. А также компетенций советов и полномочий непосредственно исполнительных органов этих советов, тогда как сами исполкомы повсеместно создаваться так и не начали.

В условиях полнейшей неразберихи, что констатируют сами представители местных властей — как законодательной, так и исполнительной ветви — и те, и другие ратуют за доработку законодательства и создание механизмов, которые позволят запустить работу исполнительных органов на уровне местных советов. При этом как губернаторы, так и главы местных советов соглашаются с тем, что у исполнительной власти на местах должно быть больше контрольно-надзорных функций. Если это будет реализовано, фактически будет означать, что местные советы разных уровней получат больше рычагов влиять на политику региона. Таким образом, борьба за местный уровень самоуправления получит вполне логическое объяснение.

Распределение полномочий между исполнительной властью на местах и местными советами

Закон Украины "О местных государственных администрациях" (выдержка)

Закон Украины "О местном самоуправлении" (выдержка)

В компетенцию местных государственных администраций входит:

1. Разработка проектов программ социально-экономического развития соответствующих территорий.

Подача их на утверждение советам, исполнение и отчет перед советами об исполнении.

2. Разработка проекта бюджета, подача на утверждение совета, обеспечение его исполнения.

3. Регулирование цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги, установление норм их потребления.

4. Управление объектами госсобственности, переданными в управление советами.

5. Обеспечение реализации государственной политики содействия развитию малого бизнеса.

6. Распоряжение землями государственной собственности.

7. Выдвижение предложений по созданию СЭЗ, изменение их статуса.

В компетенцию сельских, поселковых, городских советов входит:

1. Подготовка программ социально-экономического развития и подача на рассмотрение соответствующего совета.

2. Составление проекта местного бюджета и подача на рассмотрение соответствующего совета.

3. Установление местных налогов и сборов и их размеров, в частности, утверждение ставок земельного налога, размера платы за пользование природными ресурсами; предоставление льгот по местным налогам и сборам.

4. Осуществление в установленном порядке финансирования расходов из местного бюджета.

5. Установление для предприятий коммунальной собственности размера части прибыли, которая зачитывается в местный бюджет.

6. Решение об отчуждении коммунального имущества, утверждение местных программ приватизации.

7. Принятие решений, связанных с созданием СЄЗ, изменением статуса этих зон.

В компетенцию районных и областных советов входит:

1.Утверждение программ социально-экономического развития.

2. Утверждение районных и областных бюджетов, внесение в них изменений. 3.Распределение переданных из госбюджета денег между районными бюджетами, местными бюджетами городов областного значения, сел, поселков, городов районного значения.

4.Принятие решений по поручительству соответствующих советов в вопросах о продаже, передаче в аренду объектов коммунальной собственности.
5.Принятие по поручительству соответствующих советов решений о создании СЭЗ и изменении статуса этих зон.