Раздвоение аппарата

В прошлый вторник Верховна Рада 239 голосами одобрила кандидатуру Анатолия Кинаха на пост премьер-министра. В тот же день он был назначен главой Кабинета Министров президентским указом. Параллельно с назначением нового премьера Леонид Кучма издал указ, ко

В прошлый вторник Верховна Рада 239 голосами одобрила кандидатуру Анатолия Кинаха на пост премьер-министра. В тот же день он был назначен главой Кабинета Министров президентским указом. Параллельно с назначением нового премьера Леонид Кучма издал указ, коренным образом реформирующий систему центральной исполнительной власти. Теперь все министерства будут иметь не только министра, но и госсекретаря

СОГЛАСНО указу президента в систему исполнительной влас­ти вводятся должности госу­дарственного секретаря Кабинета Министров и государственных секре­тарей министерств, которые будут назначаться на срок полномочий Президента Украины — на пять лет. Указом также вводятся должности первого заместителя и двух замести­телей госсекретаря Кабинета Минис­тров, а также первых заместителей и заместителей госсекретарей минис­терств. Одновременно с этим ликви­дируются должности первого замес­тителя и заместителей министра.

Главная идея, которая преследо­валась при издании этого указа, со­стоит в том, чтобы аппарат исполни­тельной власти не был зависим от прихода или ухода того или иного ми­нистра, — обеспечивая нормальное функционирование министерств и ведомств. Отставка правительства на госсекретарях сказываться не будет. Они могут быть уволены только в слу­чае невыполнения своих полномочий, по состоянию здоровья, при наличии обвинительного заключения суда и в других случаях, предусмотренных за­коном о госслужбе.

В обязанности госсекретарей входит организационное, правовое, экспертно-аналитическое, информационное, материально-техническое обеспечение деятельности Кабмина и министерств. Иными словами, — в компетенцию госсекретарей будут входить назначения или увольнения министерских работников, финансо­вое обеспечение деятельности мини­стерств и другие важные вопросы.

Премьер, первый вице-премьер, вице-премьеры и министры, соглас­но указу, являются политическими фигурами и не подпадают под дейст­вие закона о госслужбе. Они обеспе­чивают организационное и политиче­ское руководство. Все другие полно­мочия передаются государственным секретарям.

Идея указа — отделить чисто бю­рократическую, рутинную работу ис­полнительного аппарата от принятия стратегических, а зачастую и полити­ческих решений — понятна. Однако многие эксперты высказывают опа­сения на предмет того, что широкие полномочия госсекретарей и их не­прикасаемость со стороны минист­ров может вылиться в противостоя­ние между главой того или иного ве­домства и руководителем его аппа­рата. Не понятно какие рычаги может применить министр в случае, если госсекретарь будет противостоять ему, иметь другие взгляды на приня­тие тех или иных решений.

Первые назначения на новые должности произошли сразу же после обнародования указа. Государственным секретарем Кабмина назначен Владимир Яцуба, который с 1995 года работал первым заместителем главы Администрации Президента, а с 1998 года — первым заместителем Минис­тра Кабинета Министров. Его назна­чение фактически никаких революци­онных новшеств не несет — до указа деятельностью аппарата Кабмина уп­равлял правительственный секре­тарь, функции которого исполнял Вик­тор Лисицкий. Яцуба был его первым замом, а теперь просто повышен в должности. Другие назначения — за­местителей Госсекретаря также про­шли автоматически. Четыре замести­теля правительственного секретаря — Тимофей Мотренко, Константин Петров, Наталья Нестеренко и Петр Крупко — переназначены на должнос­ти заместителей Госсекретаря.

По мнению экспертов, роль Ад­министрации Президента и ее влия­ние на принятие решений исполни­тельной властью после введения ука­за в действие резко возросла. Имен­но аппарат президента будет иметь влияние на госсекретарей, а значит будет иметь возможность контроли­ровать и влиять на готовящиеся ре­шения. Текст указа еще не опублико­ван, поэтому ничего нельзя сказать о том, может ли Госсекретарь быть, к примеру, депутатом ВР. Поскольку Конституцией такой институт не пре­дусмотрен, то соответствующее по­ложение будет регулироваться либо нынешним указом, либо законом о Кабмине, который парламент без особого успеха разрабатывает и при­нимает вот уже семь лет.

По-видимому, о грядущих резких изменениях в структуре исполнитель­ной власти знали даже не все прибли­женные к Администрации Президен­та. Во всяком случае, многие пропре­зидентские фракции, голосовавшие за назначение нового премьера, во вторник еще высказывали интерес к разделению министерских портфе­лей. Раздавались голоса о формировании коалиционного правительства. После обнародования указа интерес к формированию состава Кабмина со стороны депутатов был практически утерян. А основные кабминовские ва­кансии (за исключением должности Министра топлива и энергетики) бы­ли розданы беспрецедентно быстро — в течение двух дней Леонид Кучма назначил четырнадцать министров и вице-премьеров, среди которых мно­гие работали еще в правительстве Ющенко. Среди ушедших следует отметить Юрия Еханурова, занимав­шего должность первого вице-пре­мьера. На этом посту теперь воссе­дает Олег Дубина, поднявшийся на ступень выше в чиновничьей иерар­хии. Новым вице-премьером стал Владимир Семиноженко (народный депутат, фракция "Солидарность"). Большинство министров осталось работать на своих должностях. В том числе, Игорь Митюков и Васи­лий Роговой.

АНАТОЛИЙ КИНАХ родился 4 августа 1954 года. По образованию — инженер судостроитель. С июля 1995 года по сентябрь 1996 года занимал пост вице-премьера Украины по вопросам промышленной политики, в течение четырех месяцев 1999 года — первый вице-премьер. С 1998 года — депутат Верховной Рады (фракция НДП), президент Украинского союза промышленников и предпринимателей с 1996 года, возглавляет Партию промышленников и предпринимателей с февраля 2000 года.