Реалии блокирования

Избирательная кампания, даже официально не начавшись, набирает обороты. Мелкие партии понимают, что залогом преодоления заградительного 3%-ного барьера для них является участие в мощном блоке с раскрученной популярной партией из числа тех, которые, соглас

Избирательная кампания, даже официально не начавшись, набирает обороты. Мелкие партии понимают, что залогом преодоления заградительного 3%-ного барьера для них является участие в мощном блоке с раскрученной популярной партией из числа тех, которые, согласно социологическим опросам, автоматически проходят в Верховную Раду

Партиям-лидерам блоки необходимы прежде всего для создания иллюзии мощности и широты коалиции политических сил, которая таким образом делает заявку на серьезные изменения в стране. Даже если в этом блоке всего одна известная партия, она в нем нуждается не меньше, чем ее мелкие союзники. Примером может служить Народный блок Владимира Литвина, созданный для участия в парламентской кампании Народной партии. В его состав вошли малоизвестные партия "Справедливость" и Украинская селянская демократическая партия, которые в предвыборном списке получат по 10% мест. Куда подевалась Республиканская партия, ранее заявившая о намерении блокироваться с Народной партией, — не известно.

Литвин отметил, что на сегодняшний день это проблема не Народной, а Республиканской партии. Впрочем, Республиканская партия ведет диалог с рядом партий, но окончательного решения о блокировании пока не принимает. "В этой ситуации для нас важно сохранить наше политическое лицо, наш республиканский бренд", — заявляет лидер партии, бывший председатель "Нафтогаза Украины" Юрий Бойко. Ранее рассматривались варианты блокирования с ПППУ Анатолия Кинаха и "Трудовой Украиной". Поскольку Кинах, по велению Ющенко, ныне — секретарь СНБО, то поведет он своих предпринимателей и промышленников прямой дорогой в блок НСНУ и никуда далее. Ющенко не нужны конкуренты. Парламентские выборы — не президентские, где необходимо страховаться техническими кандидатами.

Подающий ранее надежды проект "Трудовой Украины" Валерия Коновалюка развалился на две соперничающие части. Куда повернет теперь неофициально финансируемая фондом Леонида Кучмы "Украина" центристская РПУ — можно лишь предполагать. Успешное блокирование — единственный способ попасть в парламент. С Литвином пока не договорились. Одним из вариантов рассматривалось союзничество с НДП, но вряд ли этот союз поможет реализовать амбициозные цели Юрия Бойко.

Возвратимся все-таки к блоку Литвина. Не менее непонятна ситуация с участием в блоке партии "Вперед, Украина!", фракция которой уже успела реорганизоваться в депутатскую группу "Народный блок Литвина", хотя ее лидер Виктор Мусияка продолжает настаивать на самостоятельном походе. Народный блок Литвина, невзирая на все существующие противоречия, сегодня находится в наиболее сформированном состоянии. Хотя не все его участники известны, блок вовсю рекламирует себя билбордами со слоганом "МИ", за кражу которого ему еще предстоит судиться с общественным объединением "Мы".

Участники "оранжевой" команды никак не могут решить, стоит им мириться или нет. Несмотря на то, что большая часть "оранжевого" электората — за объединение Ющенко и Тимошенко на парламентских выборах, свести "параллельные пути" практически уже не представляется возможным. Слишком глубокую пропасть создал между ними сентябрьский кризис и "коррумпированность окружения" Ющенко. Объединиться партии президента и экс-премьера смогут только после выборов в парламентскую коалицию, если договорятся о разделе портфелей, конечно.

Таким образом, блок НСНУ будет формироваться по принципу блока Виктора Ющенко "Наша Украина" на предыдущих выборах в Раду. Никакой самоликвидации партий-участников уже не потребуется, изменил ранее жесткую позицию Виктора Ющенко руководитель избирательной кампании НСНУ Роман Безсмертный. Но привлечь в блок бывших его участников оказалось не таким уж простым делом. После того как НРУ и УНП наотрез отказались вливаться в НСНУ и вышли из состава фракции "Наша Украина", переговоры с ними пришлось вести по-другому. Рух согласился. "Союз однозначно будет", — пообещал лидер фракции НРУ в Раде Вячеслав Коваль. Однако главным условием присоединения к блоку НРУ выдвигает демократичность его формирования. Будущий блок должен быть идентичным блоку партий "Наша Украина" на парламентских выборах 2002 года.

А вот УНП ни в какую. Переговорный процесс завершился заявлением лидера партии Юрия Костенко о том, что блокироваться ни с НСНУ, ни с БЮТ УНП не намерена, а будет создавать собственный правоцентристский блок во имя осуществления давнишней мечты правых сил о формировании "Української правиці", неоднократно инициированном на предыдущих выборах УРП "Собор", УНП и НРУ. Костенко отказался от модной в нынешнем сезоне идеи создания именного блока, решив назвать его Украинским народным блоком. Дабы не обидеть других не менее амбициозных его участников и в то же время не потерять бренд "народного", который незаконно узурпировал все тот же "плагиатор" Литвин.

Вот только партии, с которыми ведет переговоры УНП, отнюдь не спешат в блок Костенко. КУН вместе с ОУН, ОУН(р) и "Всеукраинским братством ОУН-УПА" создали свой собственный правый блок "Национальный выбор", выбрав себе в конкуренты БЮТ. Рух остается с "Нашей Украиной", "Пора" никак не реагирует на призывы Костенко. Из более-менее известных участников парламентского забега остается УРП "Собор". Анатолий Матвиенко, вконец разругавшись с БЮТ и обвинив Юлию Тимошенко в расколе партии, считает себя единственным легитимным ее лидером. Часть партии, состоящая из его сторонников, вовсе не против блокирования с УНП и "другими патриотическими силами". В то же время другая часть "Собора" во главе с новоизбранным руководителем Левком Лукьяненко однозначно не собирается покидать насиженное место в составе БЮТ. Несмотря на идеологические различия между "Батьківщиною" и УРП "Собор", протимошенковская часть "Собора" не собирается жертвовать гарантированными креслами в парламенте, которые им обещает Юлия Тимошенко, ради отстаивания интересов партии и набивания себе цены, чем, по их мнению, занимается Матвиенко.

Тем более что шансы преодолеть 3%-ный барьер у правоцентристского блока ничтожны. Его создания всячески пытается не допустить НСНУ, на электорат которого и претендует Костенко. НСНУ и так имеет проблемы с рейтингом, на поднятие которого брошен последний резерв партии — Виктора Ющенко "просят" возглавить список. Поэтому Украинскому народному блоку скорее всего предложат приемлемые условия вхождения в "Нашу Украину". На это, похоже, рассчитывает и сам Костенко.

Состав БЮТ не сильно изменится. К прежним союзникам решила присоединиться ПРП, хотя ее лидер Виктор Пинзеник более склонен к союзу с НСНУ, консультации по поводу чего и ведутся. Не исключает блокирования с БЮТ и "Пора". Пока однозначно в состав БЮТ собирается войти Александр Зинченко со своей "новоприватизированной" Партией патриотических сил. Изобличителю коррупционеров Юлия Тимошенко пообещала не последнее место в списке своего блока. Главным оппонентом блока Юлия Владимировна назвала Виктора Януковича — в ответ на сотрудничество Ющенко с Партией Регионов. "Против Януковича буду стоять я", — сказала она, намекая, что больше некому. БЮТ покинули только ничем не примечательные социал-демократы во главе с Юрием Будзуганом. Они вместе с Социал-демократическим союзом войдут в блок опального экс-премьера Лазаренко, который формирует его партия "Громада".

Оппозиция блокироваться не намерена. Объединенной оппозиции из СДПУ(о) и Партии Регионов не вышло, как, впрочем, и объединенной власти. СДПУ(о) решила идти на выборы самостоятельно. Ранее эксперты предполагали, что СДПУ(о) воспользуется Общественным форумом Кравчука, чтобы спрятать в нем свою дискредитированную прежним правлением партию. Но эсдеки из кожи вон лезли, чтобы улучшить мнение о партии. Сейчас они организовывают референдум о целесообразности вступления Украины в НАТО и участия в ЕЭП, пиаря себя и критикуя при этом политику власти.

Партия Регионов тоже остановилась на самостоятельном походе на выборы. "Лучше быть сильной партией, чем слабым блоком", — сделал стратегический вывод Виктор Янукович на последнем съезде партии. В качестве примера слабых блоков он назвал "Нашу Украину" и "За единую Украину", которые распались после выборов. Хотя раньше партия планировала формировать избирательный блок имени Януковича. Кардинальное изменение решения Партия Регионов мотивировала тем, что возможные союзники не смогут поднять ее рейтинг. Пришлось думать, что же делать с "Новой демократией" Евгения Кушнарева и "Державой" Васильева, изъявивших желание идти на выборы вместе с Януковичем. Кушнареву был предложен вариант участия в списке Партии Регионов, правда, тогда его партии придется либо вливаться в Партию Регионов, либо самоликвидироваться.

В любом случае, Янукович блеснул оригинальностью и непредсказуемостью. В то время как все солидные партии обзаводятся блоками, причем не просто блоками, а обязательно именными, Виктор Янукович решил пойти вразрез с провозглашенной политологами тенденцией. Мол, слабый блок нам не нужен. Партия Регионов со своим рейтингом может себе это позволить, тем более что первую пятерку все равно возглавит Янукович.

Левые силы просто не видят смысла в блокировании. СПУ уверена в своей самодостаточности, стабильном электорате и увлечена конфронтацией с Народным блоком Литвина. Судя по последним инициативам и заявлениям, социалисты — самая продвинутая партия за всю историю существования левых. Суть даже не в позиции "третьей силы", а в новой промышленной политике партии. Ранее Александр Мороз пообещал место в первой десятке избирательного списка СПУ Владимиру Бойко, председателю правления металлургического гиганта им. Ильича.

Как отметил Евгений Филиндаш, народный депутат, председатель Союза молодых социалистов, "наша партия пригласила сегодня Бойко и представителей меткомбината в свой список, и мы очень рады, что ильичевцы дали свое согласие поддерживать на выборах нашу партию. Бойко будет в первой десятке, очевидно, в проходной части списка будет еще несколько представителей комбината. Однако окончательное решение должен будет принять съезд СПУ в декабре. Думаю, от такого взаимодействия комбинат получит поддержку мощной партии, которая будет достаточно сильно представлена в парламенте и, очевидно, в правительстве. Это позволит комбинату решить те проблемы, которые сегодня мешают его развитию и развитию отрасли в целом. Мы постараемся проводить политику, которая будет выгодна для отечественных производителей, особенно для таких флагманов, как комбинат Ильича".

Что касается СПУ, партия таким образом ищет в первую очередь финансовую поддержку. Предполагается создание в будущем парламенте целого промышленного лобби из социалистов, которые работают сегодня менеджерами крупных государственных и частных предприятий. Среди них, в частности, будут Алексей Кунченко (северодонецкое объединение "Азот"), Анатолий Бугаец ("Турбоатом") и другие — неплохо придуманное соответствующее идеологическое и информационное прикрытие банальной продажи мест в избирательном списке.

Коммунисты давно уже не рассматривают блокирование как элемент избирательной стратегии партии. Поэтому неожиданных блоковых схем от них ждать не стоит. На юге им может составить серьезную конкуренцию партия бывшего председателя АМКУ Алексея Костусева "Союз". Она намерена "взять власть в Крыму в свои руки" и именно оттуда разворачивает свою избирательную кампанию, построенную на пророссийских лозунгах. Как и коммунисты, "Союз" играет на ностальгии по Советскому Союзу. Несмотря на неплохое финансирование, партия может рассчитывать в основном на местные советы русскоязычных регионов, если не присоединится к какому-либо из пророссийских блоков. Им бы мог стать блок Витренко или же Партия Регионов.