Реестр дубль два

Объединенный фондовый регистратор (Киев) заявил о нелигитимности реестров "Интер-Сервис-Реестра" (Днепропетровск). Сегодня реестры акционеров шести облэнерго (Полтава, Чернигов, Сумы, Львов, Тернополь и Прикарпатье) ведутся двумя регистраторами одновремен

Объединенный фондовый регистратор (Киев) заявил о нелигитимности реестров "Интер-Сервис-Реестра" (Днепропетровск). Сегодня реестры акционеров шести облэнерго (Полтава, Чернигов, Сумы, Львов, Тернополь и Прикарпатье) ведутся двумя регистраторами одновременно. ГКЦБФР определила именно ОФР как единого держателя реестра акций облэнерго

"Черниговоблэнерго" не смогла провести собрание акционеров 16 сентября. Причиной тому стал недопуск представителей Объединенного фондового регистратора (ОФР) на место проведения собрания. Корень возникших проблем — в существовании двух реестров. ОФР вел реестр собственников акций указанных компаний до 2002 года. Как сказал юрист ОФР Владимир Герман, в 2002 году налоговой милицией под предлогом изучения финансово-хозяйственной деятельности предприятия был изъят реестр акционеров "Сумыоблэнерго", который позже был объявлен утерянным. В апреле 2003 года были похищены все остальные документы системы реестра. Как сказал Владимир Герман, группой похитителей руководил близкий друг Игоря Суркиса Петр Португалов. На обращение ОФР правоохранительные органы не отреагировали. После этого "Интер Сервис-Реестр" стал выполнять функции регистратора указанных предприятий. Согласно законодательству, реестр может быть передан другому регистратору: по решению общего собрания акционеров на основании того, что действующий регистратор лишился лицензии, или ввиду каких-либо нарушений регистратора, установленных ГКЦБФР. При этом ГКЦБФР должна назначить временного регистратора, который будет вести реестры до собрания акционеров. Эта процедура соблюдена не была. Как отметил г-н Герман, легализации системы реестра как таковой не было. Вместо этого наблюдательные советы вышеназванных облэнерго в нарушение закона приняли решение о передаче реестров другому регистратору, не проводя собрания акционеров.

В 2005 году ОФР удалось инициировать расследование деятельности "Интер-Сервис-Реестра". Последний не смог предъявить правоохранительным органам реестры энергопоставляющих компаний, несмотря на то что фактически функции регистратора он выполняет. К тому же, согласно закону, реестры должны храниться исключительно в помещении регистратора и не могут находиться в иных местах. На основании отсутствия реестров у регистратора 19 мая этого года ГКЦБФР признала реестры утраченными, назначила временным регистратором ОФР и поручила ему восстановление системы реестров. ОФР на данный момент восстановил более 60% первичного реестра, проведя анкетирование среди акционеров и прочие необходимые процедуры. После завершения работы по сверке данных об акционерах-физических лицах, восстановление реестра будет завершено.

В то же время Владимир Герман заявил, что проведение каких-либо собраний и вынесение решений на собраниях акционеров, проведенных по реестрам, которые ГКЦБФР признала утраченными, являются недействительными. В случае принятия таких решений последуют судебные споры. Но судебные тяжбы, как известно, длятся годами. В это время нарушения продолжаются. Сегодня ОФР вынужден оспаривать каждое принятое без его участия решение собрания акционеров как неправомочное. В свою очередь руководство облэнерго не допускает представителей регистратора на собрания акционеров.

Борьба ОФР понятна, поскольку ведение реестра — это основной вид деятельности компании, который приносит прибыль. Но кроме этого, по словам Владимира Германа, возникшая ситуация наиболее опасна для мелких акционеров-физических лиц, поскольку они не вооружены штатом юристов, как акционеры-юридические лица, и в случае утраты данных реестра восстановить их права будет сложно. "Интер-Сервис-Реестр" в свою очередь связывают с нынешними собственниками компаний. Эти сомнения подтвердил Герман, подчеркнув, что ситуация на всех облэнерго примерно одинакова. Группа акционеров, имея карманного регистратора, действует в интересах определенных бизнес-структур (ОФР не готов сейчас называть имена) при покрывательстве представителей судебной власти.