Реформа МВФ. Корыстный подарок Китаю

МВФ увеличивает в своем уставном капитале квоты Китая, Южной Кореи, Мексики и Турции. Соответственно, влияние этих стран на политику организации также возрастет. Но подобное увеличение — вовсе не "подарок" нарождающимся гигантам. Наоборот, таким образом Б

МВФ увеличивает в своем уставном капитале квоты Китая, Южной Кореи, Мексики и Турции. Соответственно, влияние этих стран на политику организации также возрастет. Но подобное увеличение — вовсе не "подарок" нарождающимся гигантам. Наоборот, таким образом Белый дом пытается сильнее привязать к себе будущих лидеров мировой экономики

Международный Валютный фонд решил реформироваться. Нынешняя реформа сулит стать самой масштабной за всю его 61-летнюю историю. По крайней мере, именно об этом говорят результаты прошедшей 14-20 сентября в Сингапуре ежегодной сессии Всемирного банка и МВФ.

Причин для реформирования предостаточно. Дело в том, что до сингапурского форума баланс сил в МВФ отображал послевоенное устройство мира. Но за период, прошедший после 1945 года, потенциальные риски для мировой экономики значительно изменились. И теперь в числе главных вызовов — не угроза блокового противостояния, а высокие цены на нефть, гигантский платежный и торговый дефицит США, заниженный курс китайской валюты и возможная пандемия птичьего гриппа. Все эти риски заставляют руководителей Фонда задуматься над "адаптацией" их организации к реалиям современного мира, в том числе, и о соответствии доли государств — ее членов их реальному вкладу в мировую экономику.

Согласно первому этапу двухступенчатой реформы, за проведение которой проголосовало более 90% стран-членов МВФ, большее влияние на политику организации получат сразу четыре развивающихся государства, ранее "недопредставленные" в МВФ. Доли Китая, Южной Кореи, Мексики и Турции увеличатся соответственно до 3,65, 1,33, 1,43 и 0,55%.

С этой же целью капитал Фонда будет увеличен на 1,8%. Но на этом реформы МВФ не прекратятся: в дальнейшем предполагается изменить сами формулы расчета квот и не позднее, чем к годовому собранию 2008 года, рассчитать по ней квоты членов МВФ. То есть доли практически всех стран-участниц Фонда будут подлежать значительной корректировке.

Будущие уступки "третьему" миру порадовали не всех: по вопросу об увеличении квот развивающимся государствам развернулись настоящие баталии. В авангарде противостояния — Индия, заявившая, что формулу распределения квот должен определять размер экономики, "разделенный" на паритет покупательской способности. Исходить только из размера ВВП, на ее взгляд, не целесообразно. Поддержала Дели и Бразилия, по мнению которой, формула должна учитывать непостоянство платежного баланса стран-участниц МВФ. Кроме того, Аргентина запротестовала против того, чтобы в новую формулу была включена торговля внутри еврозоны (правда, участники последней с подобной корректировкой не согласились). Япония предложила увеличить квоты для всех "недопредставленных" экономик, но "против" выступила Бельгия, по мнению которой, немедленное увеличение доли в МВФ должны получить только "очень недопредставленные". А вот главным инициатором реформы стал Белый дом.

Движущая сила реформаторских стремлений США — вовсе не альтруизм. Наоборот — предоставляя развивающимся странам, в особенности Китаю, немного большую долю в политике МВФ, Вашингтон тем самым пытается крепче "привязать" к МВФ Пекин, который начинает доминировать в мировой экономике. Дело в том, что согласно прогнозу экспертов, к 2030 году по производству ВВП Китай должен подняться на уровень ВВП США, а к 2050 году превзойти этот уровень в два раза. В общей сложности к 2050 году ВВП КНР при среднегодовом приросте 6,15% должен увеличиться более чем в 20 раз. Уже сегодня США все чаще призывают Пекин активнее укреплять курс национальной валюты к доллару, надеясь этим снизить свой все возрастающий дефицит во внешней торговле с КНР. В свою очередь, китайские экономисты пришли к мнению, что Китай всегда будет иметь положительное сальдо во внешней торговле с США, поскольку стоимость производства в Поднебесной намного ниже. Таким образом, увеличивая долю Пекина в уставном капитале МВФ, США тем самым надеются сократить независимость монетарной политики Китая, полагая, что более активное сотрудничество Пекина с МВФ увеличит его покладистость при обсуждении финансовых вопросов с Вашингтоном.

Впрочем, Китай не любит, когда на него давят. А потому может просто отказаться связать вопрос роста своей доли в МВФ с увеличением какой бы то ни было "моральной ответственности". Хотя и на такой случай развития событий США "застрахованы": своей лидирующей роли в МВФ даже при увеличении квот четырех развивающихся государств Вашингтон не потеряет. Он так и сохранит за собой блокирующий 17%-ный пакет.

Доли государств-членов МВФ:

США — 17,08%

Германия — 6,09%

Великобритания — 5,03%

Франция — 5,03%

Италия — 3,31%

Канада — 2,98 %

Россия — 2,79%

Япония — 6,13%

Китай — 2,94% (увеличится до 3,65%)

Мексика — 1,2% (увеличится до 1,43%)

Южная Корея — 0,76% (увеличится до 1,33%)

Турция — 0,45% (увеличится до 0,55%)