Рейтинговая неразбериха

Эмитенты, желающие сейчас разместить свои облигации, оказались в непонятной ситуации. С одной стороны, положение госрегулятора фондового рынка об обязательном рейтинговании Минюст вроде бы исключил из Госреестра, но в то же время его решение в силу так и
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

Эмитенты, желающие сейчас разместить свои облигации, оказались в непонятной ситуации. С одной стороны, положение госрегулятора фондового рынка об обязательном рейтинговании Минюст вроде бы исключил из Госреестра, но в то же время его решение в силу так и не вступило, поскольку было обжаловано ГКЦБФР. Возможная отмена данного положения существенно ситуацию не изменит, так как сейчас ГКЦБФР готовит новый регуляторный акт, предусматривающий обязательное присвоение рейтинга выпускаемым бумагам, правда, с несколько иным смысловым наполнением

Конфликтная ситуация с обязательным рейтингованием в скором будущем обещает разрешиться. Впрочем, и сторонники, и противники обязательного рейтингования не добились своего — рейтингование планируется оставить, но при этом расширить список кредитных агентств. Так, Комиссия сейчас готовит изменения в существующие нормативные акты, которыми предлагалось внести в список рейтинговых агентств компании Fitch, Moody's и Standard & Poor's и упростить входные условия для новых украинских рейтинговых агентств. В частности планируется сохранить обязательное рейтингование выпусков облигаций, но при этом планируется уменьшить или исключить ограничения по стажу работы рейтингового агентства на рынке. Помимо вышеизложенных изменений, планируется исключить требование по предоставлению заключения Мирового банка или ЕБРР о том, соответствует ли рейтинговое агентство параметрам работы международных агентств, поскольку данное заключение не имеет стандартной процедуры.

"Из нововведений, которые планируются Госкомиссией, мне известно, что от обязательного рейтингования будут освобождаться закрытые выпуски. Но здесь существует вопрос с понятием "закрытые выпуски", поскольку круг предполагаемых инвесторов четко не определяется, например, это могут быть все профессиональные участники фондового рынка. К тому же непонятно: торговцы, которые приобрели бумаги, могут перепродать их без присвоения рейтинга или нет?" — сообщил заместитель генерального директора ИГ "Альтера финанс" Андрей Митин.

Напомним, что в конце прошлого года ГКЦБФР приняла Постановление №542 "О введении системы обязательного рейтингования субъектов и инструментов фондового рынка", согласно которому эмитенты для регистрации выпусков облигаций в Госкомиссии должны предоставить отчет рейтингового агентства об уровне кредитного рейтинга планируемого выпуска. В июле текущего года Антимонопольный комитет Украины рекомендовал Комиссии отменить обязательное рейтингование, поскольку функции уполномоченного рейтингового агентства выполняла исключительно одна компания — "Кредит-Рейтинг", которая выиграла соответствующий тендер. 27 июля Министерство юстиции исключило данный нормативный акт из Госреестра в связи с тем, что он был принят с процедурными нарушениями. Но, как сообщили "Инвестгазете" в рейтинговом агентстве "Кредит-Рейтинг", история с Постановлением ГКЦБФР об обязательном рейтинговании не заканчивается. "Действительно, Комиссией не были соблюдены некоторые процедурные моменты при принятии этого Решения. Тем не менее, приказ

Минюста об его отмене вступает в силу через 15 дней после принятия, но только в случае отсутствия его обжалования ГКЦБФР. Насколько я знаю, Госкомиссия его обжаловала, и в действие оно не вступило", — говорит директор компании "Кредит-Рейтинг" Станислав Дубко.

Оппоненты обязательного рейтингования одним из основных аргументов называют отсутствие потребности рынка в такой услуге, поскольку считают, что при необходимости анализ инвестиционной привлекательности и финансовой стабильности эмитента могут осуществить самостоятельно. Недовольство участников рынка вызывает и монопольное положение в данной сфере услуг компании "Кредит-Рейтинг". "Я думаю, что процессы рейтингования будут иметь развитие. Но монопольного предоставления какой-либо структуре права присваивать рейтинги быть не должно. На рынке должны появиться и другие рейтинговые агентства", — считает первый заместитель председателя правления АКБ "Укрсоцбанк" Валентина Жуковская.

Со своей стороны, в "Кредит-Рейтинг" поясняют такое положение дел отсутствием возможности и желания других рейтинговых агентств Украины получить статус уполномоченного. "На сегодня существует Решение ГКЦБФР, которое предусматривает обязательное рейтингование выпусков облигаций уполномоченным агентством, которым можно стать, подав заявку. Ежеквартально, в случае наличия заявок, Комиссия обязана проводить конкурс по определению уполномоченных агентств, но дело в том, что никто заявки не подает", — поясняет ситуацию Станислав Дубко, добавляя при этом, что "на самом деле оппонентами обязательного рейтингования выступают два-три банка, которые активно занимаются андеррайтингом — УкрСиббанк, УкрСоцбанк и Альфа-банк. Это непосредственно затрагивает их интересы, поскольку банки занимаются такой же оценкой, как и мы".