Renault засмотрелся на "АвтоВАЗ"

Французский автомобильный гигант Renault готов породниться с российским "АвтоВАЗом": по результатам проходящих сейчас переговоров, он не только может предоставить последнему новую автомобильную платформу, поиском которой настойчиво занимается "АвтоВАЗ", н

Французский автомобильный гигант Renault готов породниться с российским "АвтоВАЗом": по результатам проходящих сейчас переговоров, он не только может предоставить последнему новую автомобильную платформу, поиском которой настойчиво занимается "АвтоВАЗ", но и хочет купить 20% акций российского автомобилестроителя. Предыдущий опыт создания СП российской компанией вряд ли можно назвать успешным

По приглашению российского "АвтоВАЗа" в Тольятти прибыла группа специалистов французского автоконцерна Renault. Цель визита заключается не только в изучении возможности технического сотрудничества между двумя компаниями, но и в составлении технико-экономического обоснования проекта возможного сотрудничества, подсчете его рентабельности. Результатом визита может стать как предоставление "АвтоВАЗу" новой автомобильной платформы, так и поставка французской компанией двигателей на российские заводы в Тольятти, а со временем — и локализация их производства.

Рассматривается на переговорах и возможность переноса в Тольятти производства модели Renault Logan. Но самое главное то, что по неофициальным данным, французы хотят стать собственниками миноритарной доли российской автомобильной компании, купив у "АвтоВАЗа" до 20% его акций.

Трудности российского характера

Партнеры по выпуску автомобилей в России у Renault уже есть: свою модель Logan она собирает на московском заводе "Автофрамос". Но стремление компании к расширению производства своих автомобилей в РФ вполне понятно — Renault заинтересована в увеличении своих производственных мощностей в странах, автомобильные рынки которых развиваются высокими темпами. Именно к таким относится и Россия: в 2004 году количество проданных здесь автомобилей возросло на 10,5%, в 2005-м — на 14,4%, при этом доля импортных автомобилей в трехлетний период увеличилась с 12,3 до 25,3%. Продажи иномарок, произведенных в России, растут еще большими темпами: за два года (с 2003-го по 2005-й) их доля в общем объеме проданных автомобилей возросла с 3,4 до 8,5%, и в период до 2010 года может составить до 785 тыс. автомобилей в год.

Попытка сотрудничества с "АвтоВАЗом" со стороны иностранной компании также уже предпринималась: в 2001 году СП с российским автомобилестроителем создала американская компания General Motors. Впрочем, несмотря на то, что расположенное в Тольятти (Самарская область, Россия) совместное предприятие "GM-АвтоВАЗ" считалось одним из самых смелых примеров иностранного инвестирования в российскую промышленность, этот опыт сотрудничества стоимостью в $340 млн. сложно назвать успешным.

Дело в том, что с момента перехода "АвтоВАЗа" под контроль российской компании по торговле оружием "Рособоронэкспорт", завод уже несколько раз пересматривал цены на машкомплекты для СП, а с февраля по апрель текущего года и вовсе не поставлял комплектующие для Chevrolet-Niva. Это привело к тому, что венчурное предприятие GM приостановило изготовление этой модели. А все потому, что еще в декабре минувшего года новый глава "АвтоваВАЗа" Игорь Есиповский сказал, что одним из ключевых приоритетов будет тщательный анализ деятельности совместного предприятия с GM, которое, по словам Есиповского, уже в течение нескольких месяцев не приносило прибыли.

Официальные представители GM заверяют, что разногласия могут быть улажены, и отношения обе компании пока не разрывают. Более того, стратегия развития "АвтоВАЗа", утвержденная на годовом собрании акционеров, даже предполагает меры по стимулированию спроса на Chevrolet Niva — ими, по словам гендиректора "АвтоВАЗа" Игоря Есиповского, должно стать уменьшение цены на автомобиль. Тем не менее, эксперты полагают, что партнерство все же может развалиться, а "АвтоВАЗ" выкупит 41,5% акций компании, принадлежащие GM.

Русско-французское СП: быть или не быть?

И вне рамок отношений с GM планы нового руководства российской автомобильной компании вполне амбициозны. Уже в начале 2006 года гендиректор "АвтоВАЗа" Игорь Есиповский пообещал, что до 2020 года его компания поставит на конвейер 12 новых моделей. Но самостоятельная разработка и запуск новой автомобильной платформы стоит по меньшей мере $1 млрд., а потому вместо того чтобы производить запуск всех этих моделей инженерно-конструкторскими силами исключительно самого "АвтоВАЗа", некоторые модели компания намерена создать на платформе иностранных автомобилей.

Переговоры о покупке лицензии на платформу и о разработке на ее базе своего нового автомобиля самый крупный российский автомобилестроитель ведет сразу с несколькими иностранными компаниями. Среди них не только Renault, но и Fiat, и DaimlerChrysler. В случае с последним менеджеров "АвтоВАЗа" опередил Горьковский автомобильный завод — он для продажи под собственным брендом выкупил у немецкого концерна платформы для производства моделей Chrysler Sebring и Dodge Stratus. Судьба переговоров с двумя другими пока неизвестна.

В принципе, по мнению экспертов, в том числе Александра Жукова, аналитика банка "Метрополя", Renault для "АвтоВАЗа" — партнер вполне подходящий. По его словам, французский автоконцерн мог бы пристроить свои старые разработки и получить за это деньги, а также мог бы контролировать процесс, войдя в состав акционеров тольяттинского завода. Есть мнения, что "АвтоВАЗ" мог бы позаимствовать у Renault платформу, на которой сейчас собирается Megane II.

Тем не менее, большинство специалистов сходятся во мнении, что шансы на успешное завершение переговоров крайне малы. И дело не только в том, что "АвтоВАЗ" и Renault сегодня — главные конкуренты. Главное то, что на данный момент "АвтоВАЗ" не имеет ни четкой стратегии развития, ни особого желания привлекать иностранных инвесторов, что прослеживается на примере того же GM. Предприятие позиционируется как российский производитель автомобилей, и источники, близкие к "АвтоВАЗу", говорят, что, несмотря на проходящие переговоры, которые российский автомобилестроитель ведет по причине необходимости поиска пути развития завода, особого воодушевления по поводу привлечения иностранных партнеров "АвтоВАЗ" не проявляет.