- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Российская квота: трубники просят огня
В середине декабря в Москве начнутся правительственные переговоры по вопросу регулирования поставок труб из Украины в Россию на 2004 год. Событие это можно было бы назвать рядовым — "трубные декабрьские переговоры", определяющие объемы поставок отечественных труб российским потребителям, проводятся ежегодно — если бы не одно обстоятельство: украинские трубники в этом году заняли достаточно жесткую позицию в "войне за квоты". Они требуют от Кабмина добиться пересмотра действующей сегодня квоты. По их мнению, ее размер должен строго соответствовать динамике российского рынка труб, который сегодня характеризуется устойчивой тенденцией к росту
Поставки украинских труб в Российскую Федерацию регулируются межгосударственным соглашением, подписанным еще в 2001 году. Согласно этому документу, трубная квота для Украины была определена в объеме 485 тыс. тонн и дополнительно — 135 тыс. тонн труб диаметра 1420 мм. С тех пор российский трубный рынок существенно вырос — только за 9 месяцев 2003 года объемы потребления труб в РФ возросли на 21%. По итогам этого года объем рынка труб в России должен составить 5,9 млн. тонн. Более того, по прогнозам аналитиков, он будет возрастать и дальше: в будущем году ожидается рост еще на 12 — 15%.
Тем не менее, соглашение, в которое заложены реалии трехгодичной давности, действует и поныне. Российское трубное лобби крайне заинтересовано в том, чтобы квота, установленная для Украины в 2001 году, была в том же объеме пролонгирована и на будущий год. Об этом недвусмысленно говорит лоббистский орган — Фонд развития трубной промышленности (ФРТП) России. Аргументы, используемые россиянами, те же, что и год-два назад: украинские трубники якобы демпингуют и "затоваривают" рынок трубами низкого качества.
Если еще в 2001 и 2002 году подобные заявления можно было, по крайней мере, выслушивать (российский рынок находился далеко не в лучшем состоянии), то сегодня, с учетом подъема рынка и прогнозов его роста в дальнейшем, позиция российских трубников выглядит просто как "наезд". Миф об украинском демпинге давно развенчан — в течение двух лет ФРТП пытался спровоцировать антидемпинговое расследование против украинских производителей, но эти попытки оканчивались полным провалом.
Доказательством отсутствия демпинговых интервенций на российском рынке со стороны украинских трубников служит, к примеру, ситуация 2002 года, когда украинцы сократили поставки на 40% при падении российского рынка всего лишь на 13%. Что же касается нынешнего года, то даже россиянам ясно, что аргументов в отношении "демпинга" и "ущерба" от украинских поставок им не хватает. Впрочем, откуда им взяться, если российские трубники за 9 месяцев увеличили отгрузки на внутренний рынок на 800 тысяч тонн, их доля достигла 85,7%, при том, что доля украинских производителей составляет немногим более 10%? Неудивительно, что заявления об ущербе в 8 млрд. руб., который нанесли россиянам украинские производители, и требования продлить действие квоты в 485 тыс. тонн еще на три года ФРТП не подкрепляет никакой аргументацией.
Наблюдатели отмечают, что именно сочетание необоснованности заявлений ФРТП с их слабой аргументированностью и подвигло украинских трубников на решительные действия. На прошлой неделе "Укртрубопром" выступил с весьма жестким заявлением, в котором потребовал от Кабмина и, в частности, от Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции защитить интересы украинских производителей в ходе переговоров о поставках труб в РФ. Существующие объемы квот "Укртрубопром" характеризует как "дискриминационные и несправедливые по отношению к украинским производителям".
Аргументы "Укртрубопрома", в отличие от доводов ФРТП, логичны и понятны даже без украинско-русского перевода: размер квоты необходимо привести в соответствие с динамикой российского рынка труб. Если рынок падает — квота должна уменьшаться, при растущем рынке — увеличиваться. Ведь квота — это рыночное ограничение, которое вводится не потому, что одна страна не любит другую, а для поддержания разумного баланса между импортерами и местными производителями на рынке. Поэтому жесткая зависимость объема квоты от поведения рынка очевидна любому студенту экономического вуза. И, кроме того, подобная практика применяется при введении рыночных ограничений во всем мире. Отсюда ясно, что сохранение квоты трехлетней давности — уже сегодня анахронизм, а пролонгация ее еще на три года (чего хотят российские трубники) — явно дискриминационное намерение. Тем более что сами они (в частности, представители ЧТПЗ) не скрывают, что в перспективе российский рынок труб вырастет в два раза, то есть минимум до 12 миллионов тонн.
Заявление "Укртрубопрома" поддержали и крупные трубные компании Украины. "О конкретных цифрах размера квоты можно спорить, — заявили, в частности, в "Интерпайпе", — их можно обсуждать, это зависит от экспертной оценки роста рынка, от источника статистических данных. Но если принцип соответствия размера квоты ситуации на рынке будет соблюдаться, процедура ее определения будет прозрачной и понятной и не будет вызывать такого количества споров, как сегодня".
Отдельный вопрос — с так называемыми трубами большого диаметра. В квотных баталиях под этим именем выступают прямошовные трубы диаметром 1420 мм производства Харцызского трубного завода. Именно эти трубы "Газпром" и "Транснефть" предпочитают использовать для прокладки наиболее сложных участков магистральных газопроводов. Спиральношовные трубы российского производства, с возможностью исключительно ограниченного использования, газовиков и нефте-
транспортников не устраивают. В свое время, однако, трубы большого диаметра производства ХТЗ были включены в квоту украинского импорта (на уровне 135 тыс. тонн), так как российские трубные производители обещали запустить производство таких труб на своих мощностях.
Однако ни один из заявленных россиянами производственных проектов на сегодняшний день не принес желаемого результата — "Газпром" и "Транснефть" по-прежнему нуждаются в украинских трубах. Искусственные ограничения на поставку украинских ТБД в Россию уже в этом году создали дефицит на рынке — "Газпрому" пришлось просить правительство РФ увеличить в 2003 году поставки харцызских ТБД еще на 120 тыс. тонн. На ХТЗ считают, что их трубы большого диаметра должны быть выведены за рамки квоты, и вопрос о размерах их поставок должен обсуждаться отдельно: "Прямошовные трубы диаметром 1420 в России не производятся, сообщили на предприятии. — От спиральношовных российских труб они отличаются принципиально — и по качеству, и по соответствию эксплуатационным требованиям потребителей. Это совершенно иной тип продукции, он должен быть выведен за рамки квоты. Мы считаем, что объем поставок ТБД-1420 должен регулироваться отдельным соглашением".
В конечном итоге, если позиция россиян построена в основном на боязни конкуренции и не подкреплена сколько-нибудь вменяемой аргументацией, то призывы украинских производителей к установлению цивилизованных отношений между странами в сфере регулирования поставок труб создают солидную базу аргументов для украинской делегации. Исход переговоров будет зависеть от того, насколько этими аргументами смогут воспользоваться чиновники.