Рост через экономию

Прогнозируемый рост покупательной способности населения развивающихся стран и нарастающие темпы технологических инноваций являются основным стимулом для экспансии транснациональных гигантов на новые рынки. Использовать эти выгоды по максимуму смогут тольк
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

Прогнозируемый рост покупательной способности населения развивающихся стран и нарастающие темпы технологических инноваций являются основным стимулом для экспансии транснациональных гигантов на новые рынки. Использовать эти выгоды по максимуму смогут только компании, способные удерживать издержки на очень низком уровне

Исследование относительно проблем роста и связанных с ними рисков, проведенное международной консалтинговой компанией McKinsey, является весьма репрезентативным: в опросе в марте этого года участвовали 9300 руководителей компаний из разных стран с годовым доходом от $5 млрд. до менее $10 млн.

Рост благосостояния и потребительского спроса в развивающихся странах прогнозируют 81% опрошенных руководителей. Большинство из них рассчитывают трансформировать этот рост в увеличение прибыльности своего бизнеса — так считает 70% респондентов. Однако в оценках конкретных форм этой трансформации мнения лидеров мирового бизнеса существенно отличаются. К примеру, они отмечали, что усиление роли дешевых производителей из развивающихся стран в мировой экономике — важная тенденция, но по-разному оценивали ее значение для прибыльности собственных компаний — в зависимости от сферы и рода бизнеса. В частности, главы компаний, напрямую контактирующих с потребителем, видят тут новые возможности, а их коллеги из трудоемких отраслей — риск.

Главным препятствием для роста руководители считают изменчивость рынков, имея в виду и конкурентов, и потребителей. По мнению 77% респондентов, развитие их бизнеса будет сдерживаться ожесточенной конкуренцией, 64% видят самую серьезную проблему во все большей разборчивости потребителей, а 60% боятся того, что новинки конкурентов вытеснят их продукты с рынка. По сравнению со средними и мелкими компаниями крупные компании меньше уверены в своей способности, развивая инновации, опережать конкурентов и особенно опасаются усиливающейся конкуренции и требовательности рынков.

Остальные возможные проблемы не кажутся опрошенным столь же весомыми. Например, руководители из Европы не видят никакой угрозы в росте издержек на здравоохранение, несмотря на быстро стареющее население континента и нагрузку, которая, вероятно, падет на национальные системы здравоохранения. А главы компаний из США довольно спокойно воспринимают риски, связанные с экологией, хотя в мире наметилась тенденция, пусть и не слишком прочная, уделять этому вопросу больше внимания. Судя по этим и другим ответам, скорее всего, в каждом регионе сохранятся присущие ему сегодня условия, а значит, остается непонятным, какие тенденции со временем смогут изменить существующий порядок.

Претенденты на глобализацию

"Чтобы привлечь инвесторов, надо открыть для них возможности и сказать: мы позволим вам преуспеть, — говорит управляющий директор McKinsey Иэн Дэвис. — Так что причина, по которой многие иностранные компании пришли в Китай, — это большой рынок и очень эффективные источники поставок. Как и в Индии. Они просто открыли свою экономику и объявили, что здесь есть большие возможности. Инвесторам не предлагали таких уж больших льгот. По большей части им просто говорили: здесь вы можете свободно конкурировать. По сравнению с другими странами мира налоговый режим в Китае не такой уж фантастический. В Ирландии налоговый режим ничуть не менее благоприятен. Более важной причиной было то, что в Китае хорошо делать бизнес. Специальные льготы играли определенную роль, но не слишком важную".

Ответ на вопрос, в каких отраслях искать возможности, можно найти и в исследовании McKinsey. Большинство руководителей компаний уверены, что наиболее динамично в ближайшие годы будет развиваться фармацевтика, энергетика и сырьевые отрасли. Оптимистичные прогнозы относительно перспектив фармацевтической отрасли, вероятно, отражают растущую обеспокоенность демографическими тенденциями, характерными для развитых стран. Предполагается, что доля пожилых семей в структуре общих расходов будет увеличиваться, и все большая часть их доходов и накоплений будет уходить на оплату медицинских услуг. Кроме того, уверенность в будущем здравоохранения может быть вызвана и другими факторами: историей развития сектора, его прибыльностью, темпами появления новых технологий в медицине, стремительным распространением базовых медицинских услуг в развивающихся странах. Так, респонденты, работающие на развивающихся рынках, поставили здравоохранение на третье место после энергетики и телекоммуникаций.

Купить рынок

Украинские аналитики тоже весьма оптимистично оценивают перспективы и вероятность активизации сделок по слияниям и поглощением украинских компаний транснациональными корпорациями. Один их вариантов "глобализации по-украински" — приватизация крупных объектов глобальными игроками (по аналогии продажи отечественных НПЗ российским нефтяным компаниям или покупки Mittal Steel металлургического комбината "Криворожсталь"). Кроме крупных предприятий, приватизация которых запланирована на следующий год (Криворожский горно-обогатительный комбинат окисленных руд, "Укртелеком" и др.), можно уверенно прогнозировать интерес иностранных инвесторов и к предприятиям энергетического сектора (облэнерго, энергогенерирующие компании). Основания для таких прогнозов дает активизация M&A-сделок как в Европе (продажа энергокомпаний во Франции, Шотландии и др. странах), так и в Украине (слияние энергетических активов AES и подконтрольной российскому капиталу словацкой VSE).

Не менее интересен для транснациональных игроков и сегмент FMCG (производство товаров широкого потребления). Основной стимул для прихода глобальных игроков на эти рынки — стабильный рост покупательной способности населения и позитивные результаты работы транснациональных компаний, например, в табачной и кондитерской отраслях.

Потенциальными претендентами на продажу могут быть компании самых различных отраслей. К примеру, те же кондитерские фабрики, где уже сейчас работают такие транснациональные гиганты, как Kraft foods и Nestle. Еще один весьма перспективный сегмент — торговые сети. К примеру, о намерении выхода на украинский рынок уже заявил шведский производитель мебели IKEA.

Весьма высокая вероятность глобализации и отрасли, которая является лидером исследования McKinsey по перспективности — фармацевтики. Украинский рынок демонстрирует стабильный рост (с $800 млн. в 2003 году до $1 млрд. в 2004-м), однако позиции основных игроков, подконтрольных отечественному капиталу, в конкурентной борьбе с транснациональными игроками ослабевают. Основная причина — ограниченные финансовые возможности: размер годового дохода крупнейших отечественных фармкомпаний не превышает $45 млн., тогда как даже восточноевропейские производители, такие как KRKA или Lek, зарабатывают в год $300-500 млн. Консолидация и глобализация украинской фармацевтики — один из путей повышения конкурентоспособности отрасли.

Источники роста

За счет какой страны, по вашему мнению, в основном будет увеличиваться уровень продаж вашей компании в ближайшие пять лет?

Компании с оборотом свыше $5 млрд. в год (всего 2011 компания)

Респонденты*, %

41

24

6

4

3

3

Китай

США

Индия

Великобритания

Россия

Бразилия

Компании с оборотом свыше $250 млн. в год (всего 4727 компаний)

Респонденты*, %

30

16

8

5

4

3

США

Китай

Великобритания

Германия

Индия

Бразилия

*Все данные взвешены по размеру ВВП представленных в опросе стран, поскольку количество распондентов из разных регионов было разным; сумма на равна 100% так как респонденты, выбравшие варианты ответа "другая" не учитывались: не указаны страны, названные менее 3 респондентов

Основные отрасли, в которых будет наблюдаться рост

В какой отрасли будет наблюдаться рост доходов в ближайшие пять лет?

Отрасли

Респонденты, %*

Здравоохранение, фармацевтика

22

Энергетика, сырьевые ресурсы

17

Информационные технологии

11

Телекоммуникации

11

Финансовые услуги

8

СМИ, индустрия развлечений

6

Товары широкого потребления, розница

6

Электроэнергия

4

Строительство

4

Туризм, транспорт

4

Химическая промышленность

2

Сельское хозяйство

1

Автомобильная промышленность

1

*Сумма не равна 100% из-за округления

Источник: опрос 9346 руководителей компаний, проведенный The McKinsey Quarterly в марте 2005 г.

Препятствия для роста

Какие из перечисленных ниже факторов будут больше всего препятствовать росту вашей компании в ближайшие пять лет?

Респонденты, назвавшие перечисленные препятствия "серьезными" или "очень серьезными", %

Всего респондентов, чел.

Конкурентная среда

77

9145

Стоимость/ доступность талантливых специалистов

73

9062

Все более искушенные потребители

64

8999

Инновации конкурентов, вытеснение с рынка

60

8921

Чрезмерное государственное регулирование

52

9050

Отсутствие доступа к капиталу

37

9043

Недостаточная правовая защита

33

8755

Растущие издержки на здравоохранение

32

8296

Рост цен на природные ресурсы

31

8062

Увеличивающиеся расходы на пенсионные выплаты

29

8293

Неразвитая инфраструктура

23

8453

Источник: опрос 9346 руководителей компаний, проведенный The McKinsey Quarterly в марте 2005 г.