Рынку нужна "автогражданка"

В развитых странах мира страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСГО) принадлежит к обязательным видам страхования. В Украине ОСГО как таковое "обязательным" не является. Последние 5-7 лет можно считать периодом упущенных
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

В развитых странах мира страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСГО) принадлежит к обязательным видам страхования. В Украине ОСГО как таковое "обязательным" не является. Последние 5-7 лет можно считать периодом упущенных возможностей по внедрению ОСГО на страховом рынке Украины

Трудно представить себе европейца, который не имеет полиса гражданской ответственности перед третьими лицами. Кроме того, по оценкам специалистов, страхование гражданской ответственности в некоторых развитых странах имеет наибольший удельный вес в платежах страховых компаний. Почти половина всех собранных платежей приходится на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев наземных транспортных средств (ОСГО). В России с 01.07.2003 года данный вид страхования также является обязательным. За вторую половину прошлого года уже более 80% московских автовладельцев приобрели полисы ОСГО, по России в целом — около 40% всех автовладельцев, и, безусловно, эта цифра будет увеличиваться. В целом, за второе полугодие в России по ОСГО собрано более 1 млрд. долларов страховых платежей.

В Украине, в отличие от Европы, ситуация обратная. Полис гражданской ответственности имеют немногие автолюбители. С одной стороны, на законодательном уровне принят ряд документов по внедрению ОСГО. Так, в Законе Украины "О страховании" страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств внесено в перечень обязательных видов страхования. Принято Постановление Кабинета Министров Украины (№ 1175 от 28.09.1996 г.) о порядке и условиях проведения данного страхования. Создано Моторное (транспортное) страховое бюро Украины, которое занимается организацией проведения данного вида страхования, управляет страховыми резервными

фондами и выступает гарантом возмещения нанесенного третьему лицу ущерба. Утверждены тарифы и унифицированы бланки договоров/полисов страхования, по которым работают все страховые компании Украины.

С другой стороны, нет системы контроля за наличием таких полисов у автовладельцев. В нормативные документы МВД не внесены соответствующие инструкции о порядке проверки наличия полисов обязательного страхования, и до сих пор не определены размеры административного штрафа за отсутствие полиса страхования. Отсутствуют четкие действия государственных органов, Моторного (транспортного) страхового бюро Украины по внедрению этого вида страхования и популяризации его среди населения.

Рост интереса

Несмотря на это, страховая культура населения Украины в отношении ОСГО растет. Из опыта работы АСО "Вексель" с автолюбителями видно, что почти все, кто страхует свои авто по различным программам, приобретают "автогражданку". Заплатив от 71 до 141 грн. за полис, водитель обеспечивает себе спокойствие, и в случае ДТП (произошедшего по его вине) всеми вопросами по компенсации нанесенного им ущерба занимается страховая компания.

При этом мы прекрасно понимаем, что те автомобили, которые страхуются, — лишь небольшая часть всего автомобильного парка Украины. И еще много надо работать (прежде всего над формированием имиджа обязательного и социально необходимого вида страхования), чтобы запустить ОСГО в Украине. Наш практический опыт подтверждает, что многие автомобилисты вообще не знают про такой вид страхования и все его преимущества. Однако когда кто-то из страховщиков или других организаций поднимает вопрос о необходимости внедрения ОСГО, это расценивается как посягательство на личные деньги водителей.

Мы — страховщики — понимаем, что не для всех автовладельцев столь небольшие на первый взгляд платежи доступны. Страховой платеж на сегодня определяется часто только в зависимости от объема двигателя автомобиля. Не принимается во внимание ни регион проживания водителя, ни местность, в которой осуществляется вождение автомобиля (нельзя сравнивать полупустые дороги в сельской местности и оживленное, перенасыщенное движение в столице), ни водительский стаж и история правонарушений конкретного водителя.

Поэтому и была до последнего времени некоторая неуверенность законодателей в том: а не приведет ли данный вид страхования, если он будет обязательным, к социальному взрыву?! Ведь есть и определенный опыт России, где вследствие немного завышенных тарифов спустя несколько месяцев после принятия и реализации норм ОСГО даже хотели отменить этот вид страхования. С уверенностью можно сказать, что все опасения по этому поводу излишни.