Рынок автокредитования выходит из "спячки"

После месячного "простоя" банки начинают выходить на прежние объемы кредитования автолюбителей. Причиной спада стал прошлогодний политический кризис. Впрочем, снижения процентных ставок в ближайшее время ожидать не следует

После месячного "простоя" банки начинают выходить на прежние объемы кредитования автолюбителей. Причиной спада стал прошлогодний политический кризис. Впрочем, снижения процентных ставок в ближайшее время ожидать не следует

По данным информационно-аналитического агентства Autoconsulting, сегмент автокредитования в прошлом году развивался очень динамично: если в марте 2004-го в "рассрочку" было продано почти 3 тыс. автомобилей, что составило 16% от общего объема продаж, то уже в июне этот показатель достиг 18%. В октябре же был и вовсе зафиксирован рекордный результат продаж машин в кредит — более 5 тыс. автомобилей. В результате банки решили еще больше "подогреть" рынок и начали снижать процентные ставки — с 14-16% годовых до 12-13% в иностранной валюте — вплоть до конца ноября.

Однако политический кризис перечеркнул все надежды украинских автолюбителей на дешевые кредиты, и ставки вернулись на прежний уровень. На сегодняшний день они зафиксированы на уровне 15-16% годовых в иностранной валюте и 21-26% в гривне. Правда, некоторые банки в текущем году снизили цену кредитов до 14% в валюте, однако, по предположениям экспертов, окончательное возвращение ставок на "предреволюционный" уровень (12-14%) возможно лишь к концу весны. Теперь же ставки вряд ли поползут вниз, тем более что в марте эксперты ожидают рост спроса населения на автомобили в "рассрочку". Дело в том, что клиенты автосалонов, собиравшиеся приобрести "четырехколесного друга" в кредит, не сумели осуществить покупку в ноябре-декабре 2004-го из-за вышеупомянутых политических событий и были вынуждены перенести заявки на получение займа на весенние месяцы.

"В последнее время мы действительно наблюдаем оживление рынка. В феврале наш банк увеличил кредитование населения на покупку авто по сравнению с прошлым месяцем как минимум на 20%. Причиной тому — активизация спроса населения на автомобили после зимних праздников и растущие заработки. Что касается процентных ставок, то все предпосылки для их снижения имеются, но когда это произойдет — сказать трудно. Наши ставки всегда на 1-2% ниже рыночных, и мы готовы их снижать и дальше. Однако не посчитает ли рынок такое снижение демпингом?" — сказал корреспонденту "Инвестгазеты" руководитель проектов банка "Райффайзенбанк Украина" Владимир Мирошник. Ему вторит начальник отдела "Автомобили в кредит" АКБ "Мрия" Жанна Резникова: "Рынок автокредитования в феврале развивался слабо. В марте же мы ожидаем оживления рынка за счет увеличения количества продаваемых автомобилей салонами. На сегодняшний день наш банк не планирует снижать процентные ставки по автокредитам".

Напомним, что вследствие нависшей над украинской финансовой системой угрозы, банки были вынуждены свернуть все программы потребительского кредитования, в том числе приостановить выдачу кредитов на покупку автомобилей. В декабре прошлого года эксперты прогнозировали снижение объема продаж авто в кредит в целом по рынку на 25-30%. Как сообщил г-н Мирошник, в преддверии новогодних праздников спрос на автомобили со стороны населения значительно повышается, и банки получают возможность существенно пополнить свой кредитный портфель. "Именно в ноябре-декабре 2003-го мы получили основную часть прибыли по программам автокредитования. Если бы не было этой ситуации, то прибыль банков в этом году была бы значительно большей. Тем не менее, я бы не сказал, что потери для банковских учреждений были катастрофическими, ведь один месяц погоды не делает", — заявил он.

Пока же клиенты "перебиваются" специальными акциями льготного кредитования, осуществляемыми банками совместно с автодилерами. В рамках таких акций автолюбителям предлагаются кредиты под сверхнизкие проценты (до 1% годовых), правда, стоимость автомобиля в данном случае дилером завышается. Такая схема выгодна покупателям, имеющим возможность уплатить сразу 15-50% стоимости автомобиля и намеренным погасить кредит в течение 1-2 лет. Кроме того, чтобы сегодня хоть как-то стимулировать спрос на новые авто, компании, торгующие автомобилями, объявили сезон скидок. Так, о снижении цен в январе-феврале объявили дилеры Mitsubishi, Renault, Toyota, подешевели некоторые модели Opel, Chevrolet, Hyundai, Peugeot.

По словам г-жи Резниковой, в прошлом году структура автокредитования изменений не претерпела. Однако, по словам специалистов информационно-аналитического агентства Autoconsulting, в январе предпочтения покупателей выглядели совсем не так, как в 2004-м. В этом году украинцы меньше покупают дорогих автомобилей и концентрируются на массовых брендах. Кстати, по мнению экспертов, наибольшие потери в конце прошлого год должны были понести как раз импортеры дорогих автомобилей, объем реализации которых в значительной мере зависит от кредитных условий, предлагаемых финучреждениями. "Пока большинство наших соотечественников предпочитают покупать в кредит недорогие машины, но уже "замахиваются" на авто среднего класса и даже выше среднего", — сообщил В. Мирошник.

В перспективе банкиры намерены не только наращивать свои портфели автокредитов, но и увеличивать сроки кредитования, что также позволит удовлетворить запросы большего числа клиентов. Напомним, что автомобильные программы не выдерживают конкуренции с другими видами долгосрочного кредитования — например, с ипотекой. Ведь ипотечные кредиты выдаются сроком на десять лет, в то время как автокредиты — не более чем на семь лет.