- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Рынок еврооблигаций открыт для украинских операторов
Иностранные инвесторы высоко оценивают рост кредитоспособности отечественных операторов мобильной связи. Однако успешное размещение долговых обязательств последних ограничивается высокими политическими рисками нашей страны
В начале года международное рейтинговое агентство Standard & Poor's опубликовало исследование "Eastern Europe's Mobile Telecoms Operators Pick Up Strong Growth Signals", в котором дало высокую оценку росту кредитоспособности Восточно-европейских операторов мобильной связи. В этой связи у отечественных мобильных компаний открываются большие перспективы заимствования средств на внешних рынках.
Мобильные компании Восточной Европы хотя и имеют одинаковый с западными рейтинг кредитоспособности, с каждым кварталом значительно улучшают показатели деятельности.
Инвестиционно-привлекательные операторы
Восточно-европейские мобильные компании достаточно молоды, а на рынках идет ожесточенная конкуренция, во многом связанная с тем, что потребители чувствительны к ценам и не особенно постоянны в выборе оператора. По этой причине на некоторых рынках высоки показатели перехода пользователей из одной сети в другую.
Операторам необходимо стимулировать рост количества пользователей, что нередко оборачивается повышенными затратами на расширение абонентской базы или расходами, связанными с удержанием существующих клиентов. В итоге у некоторых участников рынка снижается показатель рентабельности. Наиболее показательным в данном случае является украинский рынок мобильной связи. Если конкуренция на российском рынке мобильной связи зависит от конкретного региона и операторы еще не везде завершили процесс постройки новых сетей, то отечественный рынок практически покрыт. Поэтому конкурентная борьба вплоть до существенного изменения ценовой политики в Украине не за горами. Но тут очень многое зависит от позиции собственников компаний.
На украинском рынке мобильной связи присутствуют два основных оператора, стратегия развития которых отличается друг от друга.
Компания "Киевстар Дж.Эс.Эм." изначально шла по пути привлечения средств для своего развития через гибкую ценовую политику и более низкую стоимость услуг. При этом "Киевстару" удалось выйти на показатель контрактных абонентов в 23% на конец третьего квартала 2002 года. Абоненты, заключившие годовой контракт с оператором, приносят больше дохода по сравнению с абонентами припейда. Для сравнения — доход с контрактного абонента компании в третьем квартале составил $23, а с абонента припейда — $13.
UMC была первой мобильной компанией на украинском рынке, поэтому ее основным коньком в привлечении абонентов стало качество предоставляемых услуг, и только в последнее время компания начала активно пропагандировать новые дешевые тарифы. Кроме того, развитие компании до недавних пор ограничивалось контролем со стороны государства, которое владело 51%-ным пакетом UMC. Компания не могла активно заимствовать, так как государство не хотело снижать потенциальную стоимость акций компании за счет роста кредиторской задолженности. Основной приток инвестиций осуществлялся за счет трех европейских собственников (TDC Tele Danmark (Дания), Royal KPN N.V. (Голлландия), Deutsche Telekom (Германия), все компании владели по 16,3% акций компании), которые в последнее время сами накопили достаточно большой объем задолженности, поэтому с каждым периодом инвестиционные вливания в UMC становились все меньше.
Ситуация обещает измениться с концентрацией контрольного пакета акций UMC у российского оператора "Мобильные ТелеСистемы". Однако завершение сделки по продаже компании недавно оказалось под угрозой срыва. Возможно, с окончательным приходом нового собственника ценовая политика компании резко изменится.
Первые шаги
В этом году компании вынуждены будут активно заимствовать средства. Освоение новых технологий (WAP-доступ, MMS) и рост издержек на привлечение абонентов существенно увеличат расходы компаний. Вместе с тем, не вкладывая в это деньги, они будут проигрывать в конкурентной борьбе. Позитивные ожидания западных инвесторов дают компаниям шанс выгодно разместить долговые обязательства на мировом рынке.
Первым на еврорынке разместил свои облигации "Киевстар Дж.Эс.Эм." и сразу столкнулся с проблемой выбора времени для эмиссии. Результатом этого стал объем привлеченных средств — $100 млн., вместо запланированных $150 млн. Основным фактором снижения привлекательности облигаций украинского оператора стали политические риски, проще говоря, риск страны.
Прогнозы для украинских евроооблигаций крупнейшими инвестиционными банками влияют как на объем привлечения средств, так и на ставку доходности, которая может быть увеличена для роста объемов заимствований. В частности, такая ситуация произошла при размещении облигаций "Киевстара" — компании пришлось увеличить доходность по облигациям до 12,75% и уменьшить объем заимствований. Изначально планируемый объем эмиссии ($150) был возможен только при дальнейшем увеличении ставки доходности. Размещаемые в тот же день трехлетние евроооблигации российского Альфа-Банка были проданы на 2% дешевле, что говорит о том, что вкладывать деньги в российские компании менее рисково.
С другой стороны, привлечение такого же объема средств на внутреннем рынке обошлось бы компании дороже. Поэтому выхода у крупных украинских операторов нет. Изначально "Киевстар" планировал привлечь средства для погашения кредита в $120 млн. перед компанией "Эриксон" за поставленное оборудование. Ввиду недостаточности суммы компания планировала осуществить еще одну эмиссию, но, ввиду последних событий, связанных с введением санкций FATF, иностранные инвесторы не слишком доверяют украинской экономике. Размещение эмиссии такого небольшого объема не оправдает всех затрат. К тому же, политические риски Украины существенно выросли за последнее время, хотя рейтинговые агентства дают позитивные прогнозы украинским евробондам. Вторая проблема, которая стоит перед всеми компаниями — это полное раскрытие информации. Европейские законы о фондовом рынке предполагают полное раскрытие собственников компании, ее финансовой информации, а также оценки рейтинговых агентств. При этом выгоднее, чтобы выход на рынок заимствований поддерживала крупная компания, лучше собственник, ценные бумаги которой уже котируются на мировом рынке. В данном случае "Киевстару" оказывал поддержку его акционер норвежский Telenor. В случае с UMC эту поддержку будут оказывать "МТС", АДР которых уже котируются на Нью-Йоркской бирже.
Этот год станет годом перемен на отечественном мобильном рынке. В UMC придет новый собственник — "МТС", который характеризуется проведением агрессивной политики на рынке. Обе компании ввели услуги MMS, развитие которых будет сопровождаться дальнейшим ростом доходов абонентов. Компании второго эшелона "Голден Телеком" и "Велком" активизируют свою деятельность в центральных регионах. А компания DCC намерена предоставлять услуги в стандарте GSM-1800. Двум крупнейшим игрокам рынка ("Киевстар Дж.Эс.Эм." и UMC) придется нелегко в борьбе с локальными операторами и друг с другом. Для успешной деятельности всем понадобятся дополнительные средства, которые выгоднее всего будет заимствовать на мировом рынке. Остается только рассчитывать на поддержку государства, которое по мере возможности снизит политические риски. Но это вряд ли, так как в будущем году в Украине должны состоятся президентские выборы, значит, ключевые игроки определятся уже сегодня.