Сборная по пиву

Украинцы пьют пива меньше, чем жители других европейских стран. Может быть, именно поэтому крупные пивоваренные компании Европы в течение последних восьми лет активно прививали нам любовь к пенному напитку. Судя по росту уровня потребления, им это удалось
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

Украинцы пьют пива меньше, чем жители других европейских стран. Может быть, именно поэтому крупные пивоваренные компании Европы в течение последних восьми лет активно прививали нам любовь к пенному напитку. Судя по росту уровня потребления, им это удалось

Когда "САН Интербрю" и ВВН покупали свои первые украинские заводы, страна знала только один настоящий советский бренд — "Жигулевское". Tuborg, Heineken и Carlsberg оставались хмельной мечтой постсоветской действительности.

Обе иностранные компании зашли на рынок тихо и без потрясений. "САН Интербрю" к тому моменту являлась совместным проектом двух крупных пивных холдингов: транснационального "Интербрю" и входящей в российскую Sun Group компании Sun Brewing. "САН Интербрю" специально создавалась для работы на рынках Украины и России. Первое приобретение в Украине компания сделала в 1996 году. Им стал черниговский пивкомбинат "Десна". А затем николаевский "Янтарь".

В 1999 году доли "Интербрю" и группы Sun в компании сравнялись. И "САН Интербрю" укрепила свое влияние на рынок. Однако у компании возникли сложности с Антимонопольным комитетом, запрещающим одному производителю контроль над более чем 35% рынка. Поэтому для покупки харьковского завода "Рогань" "САН Интербрю" пришлось пожертвовать пивобезалкогольным комбинатом "Крым", который принадлежал Sun Group. Этим воспользовался донецкий пивовар "Сармат", купивший предприятие. Впрочем, проблема балансирования на грани разрешенного антимонопольным законодательством максимума осталась, что значительно сковывает возможности развития "САН Интербрю" в Украине.

Становление украинской "САН Интербрю" как лидера отрасли связывают с личностью его генерального директора Джозефа Стреллы. И конкуренты, и подчиненные Стреллы всегда отмечали его незаурядную харизму и довольно оригинальный подход к ведению дел. Считаясь специалистом по антикризисному менеджменту, Стрелла, воевавший во Вьетнаме, строил пивной бизнес в Украине, полагаясь на собственную интуицию, и не боялся идти на жесткие меры. Может быть, поэтому впоследствии именно его назначили управлять российским офисом "САН Интербрю", имевшей в этой стране только второе место, а впоследствии расширили рамки его влияния на все СНГ. А преемницей Стреллы в Украине стала Людмила Наконечная — единственный гендиректор-женщина среди всех региональных подразделений "Интербрю" и вторая женщина-"топ" на украинском пивном рынке (еще один управленец "слабого" пола в отрасли — генеральный директор Фастовского пивзавода Любовь Онищук).

В нынешнем году произошли изменения и в структуре учредителя "САН Интербрю Украина" — компании "Интербрю", которые в скором времени значительно повлияют на позиции как ее украинской "дочки", так и предприятий по всему миру. В начале 2004 года "Интербрю" объявила о поглощении крупнейшего бразильского производителя "Амбев". А в конце августа официально заявила о завершении поглощения. "Интербрю", после слияния сменившая название на "Инбев", стала крупнейшим в мире производителем пива. Пивной бренд "Брахма" из портфеля бразильской "Амбев" появится и в Украине. Сомнительно, чтобы он серьезно поднял позиции "САН Интербрю Украина". Тем не менее, об увеличении доли украинского рынка после бельгийско-бразильских слияний представители компании уже заявили.

В нынешнем году изменения в акционерном капитале, впрочем, не повлиявшие на карту украинского рынка, коснулись и собственников транснационального конкурента "САН Интербрю" — Baltic Beverages Holding. ВВН создавалась финской Hartwall, шведской Pripps и норвежской Ringnes в 1991 году для экспансии в пивной бизнес стран бывшего Союза. Через девять лет долю Ringnes у группы Orkla выкупила датская Carlsberg и совместно ней основала компанию Carlsberg Breweries, ставшую одним из основных акционеров ВВН. И в начале нынешнего года перекупила 40% акций "пивника" для бывшей страны советов у Orkla. А собственником доли Hartwall к тому моменту уже стала Scottish & Newcastle. Теперь ВВН равнодольно принадлежит Carlsberg Breweries и Scottish & Newcastle.

ВВН начала свою украинскую экспансию в том же году, что и "САН Интербрю", с покупки запорожского "Славутича".

А мощности еще одного приобретения — "Львовской пивоварни" — позволили ВВН занять третью позицию на рынке. Впрочем, свое скромное место компания с лихвой компенсировала яркими рекламными роликами. Кроме того, она была лучше всех в отрасли обеспечена солодовым сырьем. Ей принадлежал один из крупнейших украинских заводов по производству солода — Славутский солодовый завод. В начале нынешнего года ВВН, решив сосредоточиться только на пивном бизнесе, продала предприятие французской "Суффле групп", которой принадлежат 22 солодовых завода в Западной и Восточной Европе. И в июне открыла свое третье украинское пивное предприятие в Киеве. Ставка была сделана на пиво среднего ценового сегмента. Основной продукт киевского завода — недорогое пиво "Арсенал", которое призвано отвоевывать нишу у конкурентов — "Черниговского" и "Оболонь светлое".

Однако ВВН решила отвоевать не только позиции по отдельным брендам. Лидируя в производстве пива на российском рынке, ВВН в Украине занимает только третью позицию. Поэтому со строительством своего киевского предприятия компания предпримет попытку отвоевать долю рынка как у "Оболони", так и у "САН Интербрю Украина". В общем-то, ей это удастся только после открытия второй очереди столичного завода в 2005 году. Однако уже по итогам восьми месяцев нынешнего года доля ВВН на украинском рынке выросла с 21% до 23% (у ближайшего конкурента — "Оболони" — 27,8%).

Паспорт рынка

Среднестатистический украинец выпил в прошлом году 32 л пива. Для сравнения: россиянин — 50 л, немец — 120 л.

Около 95% рынка контролируют всего четыре компании: "САН Интербрю", "Оболонь", ВВН и группа "Сармат".

Пивоваренные компании — наиболее крупные инвесторы в пищевую отрасль Украины. За восемь лет размер "пивных" инвестиций составил $876 млн.

Украинские предприятия сварили в 2003 году 169,9 млн. декалитров пива.

Паспорт компаний

"САН Интербрю"

Владеет девятью заводами в России и тремя в Украине. В том числе пивкомбинатами "Десна" в Чернигове, "Рогань" в Харькове и "Янтарь" в Николаеве. В портфеле — десять основных брендов, в том числе два международных: Stella Artois и Beck's. Третий интернациональный бренд Brahma появится в Украине в начале 2005 года. Собственники — транснациональная пивная компания Inbev и компания Sun Brewing, входящая в российскую Sun Group.

ВВН

Владеет пятнадцатью предприятиями в Прибалтике, России, Казахстане и тремя — в Украине. В том числе пивобезалкогольным комбинатом в Запорожье, "Львовской пивоварней" и построенным в июне пивзаводом в Киеве. Входит в десятку наиболее крупных пивоваренных компаний Европы, на предприятиях компании трудится 15 тыс. работников. Штаб-квартира — в Стокгольме (Швеция). Собственники — Carlsberg Breweries (50%) и Scottish & Newcastle (50%).

"Оболонь"

Кроме головного завода в Киеве, имеет в составе пять дочерних предприятий в Киевской, Хмельницкой, Винницкой, Сумской областях и АРК. Кроме пива, производит слабо- и безалкогольные напитки. Около 70% пивного экспорта Украины приходится на долю этой компании. Собственник ЗАО "Оболонь" — трудовой коллектив.

"Сармат"

Имеет в структуре три пивобезалкогольных комбината в Донецкой, Полтавской областях и Крыму. Выпускает 13 сортов пива. В июле 2001 года головной завод в Донецке начал эксклюзивно разливать пиво марки Kaltenberg Pils, принадлежащей принцу-регенту Баварскому. Является собственностью группы "Систем Кэпитал Менеджмент", подконтрольной Ринату Ахметову.

Доли рынка пивных компаний по итогам 8 месяцев 2004 года (объем производства):

"САН Интербрю Украина", совокупный доход "Десны", "Рогани" и "Янтаря" за 2003 г.: 903,2 млн. грн., прибыль: 48,1 млн. грн. — 34,4%

"Оболонь", доход за 2003 г.: 794,6 млн. грн., прибыль: 66,4 млн. грн. — 27,8%

ВВН, совокупный доход "Славутича" и Львовской пивоварни за 2003 г.: 524,2 млн. грн., прибыль: 31,6 млн. грн. — 23%

Группа "Сармат", совокупный доход "Сармата", "Крыма" и "Полтавпиво" за 2003 г.: 402,6 млн. грн., прибыль: — 40,7 млн. грн. — 14%

* Источник: данные компаний