Селам грозит "громадный" бюджет

В случае успешного завершения территориально-административной реформы реальная власть переместится с областного и районного уровня на места. Основными бюджетными распорядителями станут около 4 тыс. громад. О грядущих новациях в глубинке пока знают не мног
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

В случае успешного завершения территориально-административной реформы реальная власть переместится с областного и районного уровня на места. Основными бюджетными распорядителями станут около 4 тыс. громад. О грядущих новациях в глубинке пока знают не много. Народ занимается посевной и слабо верит в очередную реформу

Базовым уровнем будущего территориального устройства Украины, как известно, станет громада. Кроме территориальной автономности, эта единица также получит немалую, по сегодняшним меркам, преференцию. Она будет формировать свой бюджет и распоряжаться местными налогами в полном объеме. Дотационные территории также будут получать государственные средства в обход района и области.

В компетенцию будущих советов укрупненных громад будут входить здравоохранение, начальное и среднее образование, землепользование и охрана окружающей среды. На местах будут решаться вопросы транспортного обслуживания, тепло- и водоснабжения и другие коммунальные проблемы. По мнению авторов реформы, средства на все это громада будет экономить за счет меньшего количества советов на своей территории. Финансирование общин также планируется увеличить путем расширения базы собственных доходов. Предлагается ввести налог на строения и сооружения, а также отменить преференции, касающиеся налогов, поступающих в местные бюджеты: социальную льготу и кредит по налогу на доходы физических лиц, льготы по фиксированному налогу и по плате за землю.

"Давайте займемся простой арифметикой, — предлагает директор Института гражданского общества Анатолий Ткачук, входящий в группу инициаторов реформы. — Содержание сельсовета в самой захудалой деревне с 300 жителями обходится в 30 тыс. грн. в год. Такие же издержки на самоуправление и в селе, где 3 тыс. жителей. Когда же несколько сел будут иметь один совет, то эти деньги можно будет использовать на клубы, медпункты и т. д.". Кроме этого, эксперт убежден, что денежные потоки сегодня текут исключительно в центр, а оттуда возвращаются мелкими порциями дотаций и субвенций. Вывод один — нужно срочно менять эту систему.

Что же касается реакции глубинки, ради которой все это и затевается, то туда информация о надвигающихся преобразованиях доходит с трудом. К тому же узнать у местной элиты об отношении к реформе было совсем непросто. Оказалось, что в рабочее время застать кого-то из руководителей сельских советов весьма сложно. Секретари объясняли отсутствие своих начальников весомой причиной: "Весна на улице!". Следовательно, все ответственные люди в их деревне не теряют время, а с утра пораньше вышли кто в поле, кто на огород. Те же ответственные работники, которые уже посадили картошку и оказались в своем кабинете, услышав в телефонной трубке словосочетание административно-территориальная реформа, убеждали, что уже в курсе всех планов новой власти, ведь "и в газетах пишут, и по телевизору показывают".

В сельсовете Бурковец Тетиевского района Киевской области также слышали о реформе из СМИ. Председатель Иван Моргун с сожалением сообщил, что в его деревне проживает всего 553 человека, а этого явно недостаточно для норматива будущей единой громады. Поэтому Иван Иванович не скрывает того, что реформу в нынешнем виде он не приветствует. А вот намерения менять старую бюджетную схему ему весьма симпатичны.

Сегодня, по словам сельского головы, выделяемых денег сельсовету хватает только на выплату зарплаты бюджетникам. На все остальные нужды — ни копейки. "На 2005 год наш бюджет, по расчетам района, составил 99 тыс. грн., — объясняет И. Моргун. — При этом только на ремонт школы, по выводам экспертов архитектурного ведомства района, необходимо 600 тыс. грн.". Председатель сельсовета также вспоминает, что кроме школы, ремонта требуют местный клуб и детсад. А главной проблемой сельчан является дорога к Тетиеву. До райцентра — приблизительно семь километров, и чтобы заасфальтировать этот участок, необходимо более 6 млн. грн. Понятно, что даже лишний раз упоминать о таких средствах в селе боятся. А речь о газификации тут вообще не заходит. Не только сельский, но и районный бюджет такого не потянет.

Похожие настроения бытуют и в Пятигорах — одном из наиболее крупных сел Тетиевского района. Бухгалтер местного совета сообщила, что уже 30 лет заведует сельскими финансами, но всегда доходную и расходную часть бюджета им спускало сверху районное финуправление. "Доходы наши формируются в основном за счет налога на доходы физлиц и налогов на землю, — говорит бухгалтер. — От первого нам попадает всего 25% от собранного, а от второго — 60%. Кроме этого, мы еще пользуемся 33% фиксированного сельхозналога и местным рыночным сбором, а также коммунальными налогами и госпошлиной. Правда, эти суммы такие маленькие, что их стыдно называть". Эти деньги, по словам бухгалтера, используются на содержание Дома культуры, библиотеки, детского сада, амбулатории. "Благо школа — на балансе района", — не без удовольствия отмечает главный пятигорский финансист.

Она также открыла секрет, что село получает дотацию из районного бюджета. По ее данным, она в общем финансировании совета составляет больше 50%. В итоге за год на нужды пятигорцев выделено 299 тыс. грн., но в связи с пересмотром бюджета в Пятигорах ожидают получить 30-тысячную добавку.

Начальство районного уровня, в свою очередь, никакого волюнтаризма со своей стороны в нынешнем финансировании сел не видит. Во всех проблемах оно винит существующий Бюджетный кодекс. "Ничего мы не расписываем, — заявил председатель одного из райсоветов Черкасской области, пожелавший остаться неизвестным, — есть бюджетные формулы, по них и рассчитывается бюджет всех советов".

Судить о возможных новациях финансирования местных советов в глубинке пока не берутся. Необходимой информации мало. А в газетах и по телевизору только и говорят о ликвидации районов и областей, что лишний раз пугает жителей провинции.