Серый кардинал Coca-Cola

В центральном офисе компании Соса-Соla в Атланте Дональда Р. Кофа можно встретить не часто, но все постоянно ощущают его незримое присутствие — потребители, производители и поставщики. "Даже в мимолетных разговорах с ним, вы чувствуете безграничную власть
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

В центральном офисе компании Соса-Соla в Атланте Дональда Р. Кофа можно встретить не часто, но все постоянно ощущают его незримое присутствие — потребители, производители и поставщики. "Даже в мимолетных разговорах с ним, вы чувствуете безграничную власть, которую излучает этот человек. Никто не хочет перебегать ему дорогу", — шепотом говорят о нем служащие.

За последние шесть лет компания Coca-Cola скатилась с первых мест в рейтинге 500 самых успешных компаний мира до позиций в третьей сотне. Чтобы понять, как это произошло, необходимо обратиться к событиям 1996 года. Тогда персонал центрального офиса впервые заметил, что их любимец, президент компании Роберто Гоизета, начал сдавать. Позднее у него диагностировали рак легких. Гоизета на протяжении 16 лет вел компанию к повышению ее стоимости, что в результате сделало его корпоративной легендой Америки, а многих акционеров — богатыми людьми. Когда в октябре 1997-го Гоизета покинул ряды Coca-Cola, руководящий вакуум открылся и туда шагнул Дональд Коф, центральный, могущественный и самый парадоксальный персонаж развернувшихся событий.

Человек №2

Многие считали, что после смерти Гоизеты Дон Коф именно тот человек, который сумеет удержать компанию на прежних позициях. На протяжении 16 лет сотрудничество этих двоих было самым эффективным в корпоративной истории. Они прекрасно дополняли друг друга: Роберто Гоизета, инженер-химик кубинского происхождения из богатой семьи и Дональд Коф, продавец из Айовы. Коф обожал быть в центре внимания. Гоизета, человек скромный, излишнее внимание которого только раздражало, был рад поделиться им с Кофом.

То, что Коф живет и дышит компанией, ни у кого не вызывает сомнений. Однако многие из тех, кому приходилось с ним близко работать, считают, что большинство проблем в компанию привнес именно он. Это человек, который никогда не достигал высшего руководящего поста, но и никогда не расставался с амбициями на этот счет. Его постоянное вмешательство в дела компании очень часто оказывалось реализацией своих личных, иногда мстительных планов, тщеславием и неприкрытым продвижением своих людей.

Фигура Дона Кофа олицетворяет слабое место Coca-Cola — традиции руководства компании, которые зачастую дают повод для недобрых разговоров. Во время Второй мировой войны легендарный патриарх Роберт Вудраф сделал напиток кока-кола доступным каждому американскому солдату — по 5 центов за бутылку. Так компания открыла свои заводы по всему миру. Вместе с тем это был именно тот Вудраф, который после успешного руководства на протяжении 25 лет толкнул Coca-Cola в первый кризис преемственности. Тогда из кризиса вывел компанию Гоизета, а Коф так и остался знаменитостью номер два, хотя именно Коф рассматривался как единственно реальный кандидат.

Кардинал на пенсии

После смерти Гоизеты началась длительная наследственная вражда между Дональдом Кофом и Дугласом Ивестером, вновь избранным президентом Coca-Cola. Ивестер, как только Коф достиг возрастного ограничения (71 год), отправил его на пенсию. На самом деле Коф никогда не покидал Coca-Cola. Сразу же после своего "ухода", он возглавил компанию Allen & Co, центральный офис которой находится в одном здании с Coca-Cola. Владелец компании Герберт Ален состоял в совете директоров Coca-Cola и был близким другом Кофа. Более того, компания Allen & Co с 1987 года являлась консультантом Coca-Cola по инвестициям. Формально изолировав Кофа от компании, Ивестер совершил роковую ошибку. Он отдалялся от совета директоров, с которым Дон Коф поддерживал самые тесные отношения.

В начале декабря 1999 года, в аэропорту Чикаго Ивестера встретили Уоррен Баффет, председатель совета директоров Coca-Cola и близкий друг Дона Кофа и уже известный Герберт Ален. Они сообщили, что он потерял доверие у совета директоров, и тот, полагая, что это мнение всего совета, согласился подать в отставку. Однако, на экстренном заседании, которое состоялось на следующий же день, в воскресенье, известие об отставке президента шокировало других директоров. Без каких-либо объяснений Дуглас Ивестер покинул заседание и в понедельник утром ушел из компании.

Власть и деньги

Теперь настало время безграничной власти Дона Кофа. Совет директоров, "клуб пожилых джентльменов", принял решение назначить президентом Дугласа Дафта, ставленника Кофа. Как оказалось, он жил по соседству с Гербертом Аленом, в доме которого эти господа собирались и решали судьбу компании.

Проработав 30 лет в представительствах Coca-Cola в Азии, Дафт понятия не имел о том, как руководить компанией из центрального офиса. В 2001 году в интервью "Fortune" Дафт сказал: "Хорошо, когда есть кто-то, кто может сказать тебе, что ты дурак". И этим "кто-то" оказался, конечно же, Дональд Коф, который после отмены возрастных ограничений снова официально вошел в совет директоров.

Дафт был убежден, что все зло в Coca-Cola — из-за бюрократизма в ее центральном офисе. Но Coca-Cola всегда функционировала как единый сложный механизм. Около 70% прибыли поступает из более чем 200 стран мира, а в центральном офисе распорядители доходов ревностно следят за рекламой, качеством, отношениями с общественностью, легальностью сделок и т.д. Как обозначил президент компании Procter & Gamble, сетевой контроль — вот в чем гениальность этой корпорации. Система централизованного контроля создавалась и успешно работала многие годы при стратеге Роберте Гоизете, и торговцу Дон Кофу не следовало бы в нее вмешиваться.

Многие ставленники Кофа и Дафта, находясь на руководящих постах, занимались только наполнением собственных кошельков. Зачастую эти двое принимали судьбоносные для компании решения без ведома совета директоров. Такое поведение руководящего состава деморализовало служащих компании. За последние 4,5 года компания сменила двух директоров отдела маркетинга, двух директоров отдела по европейским регионам, директоров кадрового и юридического отделов. Сменились региональные представители в Северной Америке, Латинской Америке и Азии.

Митинг акционеров, символизирующий все проблемы Coca-Cola, подвел жирную черту под деятельностью Дугласа Дафта на посту главы компании. Президент компании, постепенно теряя над собой контроль, выхватив из толпы одного подростка, кричал: "Пей кока-колу, Сэм". Немного помолчав, добавил: "Если родители тебе позволят". Успокоил толпу Дон Коф. Вежливо улыбаясь, он совершенно спокойно заверил митингующих, что совет директоров назначит на пост президента компании лучшего из кандидатов.

Бой продолжается

После длительных поисков и с ободрения Дона Кофа, в мае 2004 года президентом компании назначен Невил Исдел. У Исдела есть опыт руководителя и исполнителя и достаточно мудрости, что, возможно, раз и навсегда положит конец кровавой вражде.

Но настоящее испытание для Исдела — сумеет ли он выстоять перед прошлыми событиями и перед Доном Кофом. Судя по интервью, которое Исдел дал "Fortune" по телефону на следующий день после его назначения, он готов бросить вызов. Однако во время разговора Коф был на линии и старался вставить свое слово при любом удобном случае.

Давний акционер Coca-Cola, Томи, парикмахер, клиентами которого уже многие годы являются топ-менеджеры компании, считает, что новый президент сумеет добиться успехов, если совет директоров оставит его в покое. Но если окажется, что дела корпорации пошли на поправку, это отнюдь не означает, что вмешательство Дона Кофа несколько уменьшилось. Томи говорит: "Если Большой дог (как уже давно прозвали Кофа) умрет, в его могиле будет телефон, и он будет общаться с сотрудниками Coca-Cola с того света".

( По материалам The real story/Fortune)