СЭЗифов труд

Президент Виктор Ющенко своим указом поручил правительству разработать механизм компенсации затрат инвесторам свободных экономических зон. В Минэкономики считают, что таким механизмом может стать разрешение субъектам СЭЗ предоставлять в таможню вексель на
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

Президент Виктор Ющенко своим указом поручил правительству разработать механизм компенсации затрат инвесторам свободных экономических зон. В Минэкономики считают, что таким механизмом может стать разрешение субъектам СЭЗ предоставлять в таможню вексель на возмещение НДС по ввозимому в СЭЗ оборудованию. Однако это поможет лишь отдельным инвесторам, других же не устроит ничего, кроме возвращения льгот в полном объеме

Украина признала, что СЭЗ не оправдали возложенных на них надежд, и ликвидировала их. Предполагалось, что в СЭЗ и ТПР привлекут около $18 млрд. инвестиций. Несмотря на то что отведенный на это срок еще не вышел, очевидно сильное отставание от таких оптимистических планов. На начало 2005 года привлечено инвестиций лишь на сумму $2,1 млрд. Для пятилетнего существования большинства ТПР и СЭЗ такой результат вряд ли можно назвать успешным, ведь основные инвестиции вносятся на начальном этапе. Поэтому в марте 2005 года Верховная Рада внесла изменения в бюджет 2005 года, которыми отменила предоставленные для СЭЗ и ТПР льготы.

У инвесторов-"льготников" всегда хватало недоброжелателей. Их аргументы просты. Первое — неравные условия порождают недобросовестную конкуренцию, второе — бюджет страны несет значительные потери от предоставленных льгот. Примеров "побочных эффектов" масса. Так, в Донецкой области зафиксированы факты завоза товаров по льготному режиму, которые потом продавались в Украине по демпинговым ценам.

Однако не все в сложившейся ситуации винят инвесторов. По мнению первого зампредседателя парламентского комитета по вопросам экономической политики Владимира Демехина, проблема скорее в эффективности работы силовых органов и таможенной службы. Нужно, чтобы эти структуры вовремя выявляли нарушения, таким образом отфильтровывая непорядочных инвесторов. А для субъектов хозяйствования, ведущих себя корректно, преференции необходимо восстановить в прежнем виде, убежден депутат. Демехин считает, что мораторий на создание новых свободных экономических зон надо отменить.

Все неоднозначно

Перед тем как чаша весов склонилась в пользу ликвидации СЭЗ и ТПР, в профильных министерствах тщательно анализировали их работу. Экс-министр экономики Сергей Терехин рассказал "Инвестгазете", что Минэкономики и Минфин предоставили правительству данные о результатах проверок СЭЗ. Они практически совпали и свидетельствовали, что из всех инвесторов в полном объеме обязательства выполнили только четыре юрлица по шести проектам. Но есть и более оптимистические оценки. Секретарь СНБО Анатолий Кинах заявляет, что 170 из 590 проверенных инвестиционных проектов были четко выполнены.

Причина противоречивых оценок — в отсутствии утвержденного и одинакового для всех механизма определения выполнения обязательств. Секретарь Совета по вопросам ТПР в Харькове Ирина Абрамова заявляет, что текущее состояние выполнения проекта отслеживается по семи показателям. По одному из них обязательства могут быть не выполнены, по другому, наоборот, перевыполнены. Формально такое предприятие можно отнести к злостным нарушителям, но это будет некорректно. Можно говорить о группах предприятий, в той или иной степени выполняющих обязательства. Ирина Абрамова считает, что около трети из 60 действующих в ТПР проектов можно назвать работающими с выполнением обязательств (отклонение от плановых показателей не более чем на 20%).

В большинстве Советов считают, что причины невыполнения обязательств инвесторами толком никто не анализировал. Секретарь Совета по ТПР в Житомирской области Владимир Вуйлов говорит, что в Украине действовала очень громоздкая согласительная система. Инвестор думал, что все процедуры по согласованию можно будет решить за три месяца, а в реальности на это уходило больше года. Отсюда и невыполнение графика по внесению инвестиций, резюмировал он.

Напряженное ожидание

Сейчас во многих регионах инвестиционная деятельность в рамках СЭЗ и ТПР сворачивается. Секретарь Совета по вопросам СЭЗ и ТПР в Донецкой области Михаил Капустин заявляет, что из 142 проектов, работающих в области, по 137 нужно корректировать бизнес-планы. Начальник управления по внешнеэкономическим связям Минэкономики Крыма Анна Шарило сообщила, что из 49 проектов по 12 не выполнены обязательства. Председатель Комитета по вопросам ТПР в Луганской области Александр Ефимов сказал, что все 36 проектов, которые реализуются в области, фактически приостановили свою деятельность с момента ликвидации льгот. В Житомирском совете по ТПР, говорит секретарь Владимир Вуйлов, в конце 2004 года было утверждено 8 новых проектов, из которых только один начал работу. И только потому, что был связан с внутренними инвестициями (оборудование под проект покупали в Украине). Выполнение остальных проектов пришлось приостановить из-за изменившихся правил игры. Директор СЭЗ "Закарпатье" Владимир Приходько приводит такую цифру: в 2005 году в СЭЗ должно было поступить $155 млн. инвестиций, но этого не произошло. В Николаеве действовало 9 проектов, из которых 2 уже "заморожены".

На спад пошли дела и в СЭЗ, у которых раньше были хорошие показатели выполнения обязательств. Как сообщил руководитель СЭЗ "Яворов" Василий Берда, из 90 действовавших проектов полностью выполнены 77, но в новых условиях инвесторы вынуждены сокращать инвестиции и рабочие места. В СЭЗ "Славутич" на сегодняшний день работают 16 предприятий, которые осуществляют 19 проектов и продолжают выполнять свои обязательства.

Тех инвесторов, которых решение парламента не заставило полностью "свернуться", сдерживает, по-видимому, некая непоследовательность отношения властей к СЭЗ и ТПР. Ведь четкой политики в отношении СЭЗ и ТПР у правительства так и нет. А вдруг передумают?

Компенсация — полумера

Министерство экономики уже рассылало всем Советам и администрациям по СЭЗ и ТПР проект постановления, в котором субъекты деятельности в СЭЗ получат право предоставлять таможенным органам налоговый вексель на возвращение НДС при ввозе товаров на таможенную территорию. Срок возмещения по векселю составляет 180 дней. Конечно, это лучше чем ничего. Но компенсационным механизмом такую льготу можно назвать с натяжкой. Такое мнение высказывают практически все руководители СЭЗ и ТПР. Александр Ефимов (Луганская ТПР) говорит о том, что инвесторов привлекал весь комплекс льгот, а это и налог на прибыль, аренда земли, таможенные пошлины и прочее. Что же касается предложенной Кабмином инициативы по возмещению НДС, то для Луганской области это не так актуально, поскольку оборудование по проектам уже давно завезено.

Впрочем, есть и инвесторы, для которых эта мера будет крайне полезна. Владимир Приходько (СЭЗ "Закарпатье") считает, что предложение о введении векселей в первую очередь будет интересно для предприятий, активно занимающимися экспортно-импортными операциями. В СЭЗ "Закарпатье" как раз много предприятий, ориентированных на экспорт (субъектами СЭЗ импортируется большое количество комплектующих, а затем переработанная продукция отправляется снова за рубеж). Поэтому здесь отсрочку по НДС воспринимают позитивно. Однако без решения вопроса по таможенным пошлинам льготный режим деятельности будет неполноценным.

В целом же многие СЭЗ признают, что любые компенсации будут полумерой. По мнению директора администрации СЭЗ "Славутич" Григория Данилейко, предлагаемая правительством льгота совсем не оправдывает ожиданий инвесторов. Последние не столько ждут, чтобы им компенсировали потери за 2005 год, сколько надеются на возвращение льготного режима в прежнем виде.

Предложенная правительством инициатива порождает много вопросов. Сергей Терехин считает, что поскольку решения о предоставлении льгот и об их отмене принимались законами, то решения по каким-то компенсаторным выплатам могут быть приняты только законом, а не постановлением правительства.

А для финансистов понятие простой вексель и вовсе является синонимом слова махинация. Наверняка многие инвесторы не станут дожидаться срока погашения векселя, а будут продавать банкам с дисконтом. Векселя начнут обрастать денежной массой, что, по логике вещей, должно привести к инфляции.

Показатели работы СЭЗ и ТПР на 01.10.05

СЭЗ и ТПР

Кол-во утвержденных проектов, единиц

Сметная стоимость утвердженных проектов (согласно бизнес-планам), тыс. долл.

Количество новых рабочих мест, которые создаются согласно бизнес-планам, единиц

Привлечено инвестиций, тыс. долл.

Количество сохраненных рабочих мест, единиц

Поступления в бюджеты разных уровней, тыс.грн.

СЭЗ

1

СЭЗ "Азов", г.Мариуполь, Донецкая обл.

3

25 331

256

6 954

1 749

62 530

2

СЭЗ"Донецк" г.Донецк

2

9 735

395

5 955

0

158 115

3

СЭЗ "Славутич", г.Славутич, Киевская обл.

19

78 908

839

30 732

36

4 037

4

СЭЗ "Курортополис Трускавец", г.Трускавец, Львовская обл.

26

97 945

1 876

77 874

3 174

24 553

5

СЭЗ "Яворив", Яворивский р-н, Львовская обл.

90

248 750

8 967

78 378

2 237

126 448

6

СЭЗ "Закарпатье", Ужгородский и Мукачевский р-ны, Закарпатская обл.

20

214 355

7 608

83 820

174

398 994

7

СЭЗ "Порто-франко", на территории Одесского морского торгпорта, г.Одесса

5

29 578

309

19 453

204

7 344

8

СЭЗ "Рени", г.Рени Одесская обл.

6

1 057 023

440

3 826

27

538

9

СЭЗ "Николаев", г.Николаев

7

40 156

767

50 687

14 515

99 060

10

СЭЗ "Порт Крым", г.Керч, АР Крым

1

1 149

35

326

1

6

Всего по СЭЗ

179

1 802 931

21 492

358 005

22 117

881 623

ТПР

1

Донецкой обл., всего

137

3 670 783

26 114

1 500 743

32 943

3 068 391

2

Закарпатская обл.

45

114 469

7 022

139 244

8 416

184 933

3

Волынская обл.

16

41 288

2 356

28 634

0

45 974

4

Луганская обл.

18

47 465

1 913

21 058

773

28 978

5

г.Харьков

63

365 198

11 558

191 050

2 714

379 766

6

АР Крым

48

438 539

4 749

190 520

13 802

255 603

7

Житомирская обл.

33

55 697

2 926

36 636

2 453

85 764

8

Черниговская обл.

22

70 775

2 542

30 719

902

30 260

9

ТПР г.Шостка (Сумская обл.)

3

4 500

310

751

568

13 456

Всего по ТПР

385

4 808 713

59 490

2 139 355

62 571

4 093 124

Всего по СЭЗ и ТПР

564

6 611 644

80 982

2 497 361

84 688

4 974 748