НБУ курс:

USD

41,36

+0,04

EUR

46,01

+0,21

Наличный курс:

USD

41,60

41,50

EUR

46,15

46,00

Шахты "на выданье"

В каком бы виде не проходила угольная реформа, ее конечным результатом должен стать поиск стратегического инвестора, готового на паритетных началах разделить с государством управление угольным хозяйством
Економічна відповідальність: Топ платників податків 2024
Якщо ваша компанія входить до топ-10 підприємств своєї галузі, якщо вона свідомо будуєте “білий бізнес” та чесно платить податки задля підтримки держави — запрошуємо взяти участь у проєкті “Економічна відповідальність: Топ платники податків 2024”
Заповнити анкету

Круг компаний, которые могут проявить интерес к отечественному углепрому, вполне предсказуем. Это финансово-промышленные группы, имеющие интересы в энергетике и коксохимии. Однако для контроля над сырьевой базой этим компаниям вполне достаточно блокирующего пакета акций угольных предприятий. Государство же по-прежнему останется главным собственником шахт и в конечном результате именно на его плечи ляжет решение социальных и техногенных проблем угольной промышленности

Заинтересованность к приватизации угольных предприятий в первую очередь проявляют 5-6 крупных угольных трейдеров Донецкого региона. Среди этих компаний выделяются две структуры — компания "Арс" и "Донецкий индустриальный союз" (дочерняя структура корпорации "ИСД"). Благодаря благосклонному отношению со стороны местных властей, эти компании смогли стать лидерами на рынке коксующихся углей, отгружая полученный кокс на коксохимические заводы и затем поставляя его на меткомбинаты. Работая в технологической цепочке уголь — кокс — металл, "АРС" и "ИСД" не забывали и об угольных предприятиях. Отношения с шахтами, как правило, строятся на договорах о реализации продукции и об инвестировании.
Крупным трейдерам удается серьезно влиять на работу угольных предприятий даже их без долевого участия. Во-первых, тот же "АРС" контролирует работу большинства отечественных коксохимов — основной рынок сбыта коксующихся углей. Кроме того, "АРС" и "ИСД" выступают главными поставщиками горношахтного оборудования для углепрома. В 2000 году компаниями было создано предприятие "Укруглемаш", в управление которой были переданы семь заводов угольного машиностроения. Компания является главным поставщиком ГШО для предприятий отечественного углепрома. Кроме того, "АРС" и "ИСД" ведут активную скупку обогатительных фабрик.
Донецкие ФПГ проявили немалый интерес к приватизации наиболее перспективных и финансово стабильных угольных предприятий. Так, Адеевский коксохим, контролируемый "АРСом", уже владеет пакетом акций шахты "Комсомолец Донбасса" (суточная норма добычи угля составляет 8 тыс. тонн), концерн "Энерго" является собственником шахты "Красноармейская Западная" (15 тыс. тонн). Сюда же можно отнести шахту им. Засядько (10 тыс. тонн), взятую в долгосрочную аренду коллективом. Однако на этом список крупных финансово стабильных шахт заканчивается. К лидерам отрасли пока может приблизиться разве что ГХК "Павлоградуголь". Кстати, немалый интерес к ее приватизации проявляет днепропетровская угольная элита. Благодаря ее лоббистким усилиям вкупе с Днепропетровской облгосадминистрацией даже удалось приостановить процесс преобразования холдинга в государственную компанию по планам Минтопэнерго. Пока завершается процесс корпоратизации "Павлоградугля" и не исключено, что уже осенью нынешнего года некоторые предприятия холдинга могут быть приватизированы.
У других предприятияй дела обстоят намного сложнее. Существующий уровень добычи угля не позволяет пока говорить об их рентабельности. Минтопэнерго уверяет, что на конец нынешнего года на безубыточную основу могут выйти 50 % предприятий и возможна даже приватизация некоторых из них, например, новопреобразованных госпредприятий "Свердловскантрацита" и "Ровенькиантрацит". Однако окажется ли много желающих покупать такие большие объединения, пусть даже и сбалансированные, — это еще вопрос. Потенциальным инвесторам намного проще и прибыльнее иметь дело с отдельными шахтами. Не исключено, что некоторые угольные предприятия будут продаваться именно таким образом.
Еще один серьезный вопрос — распределение долей государственной и частной собственности на приватизированных объектах. Углепром — стратегическая отрасль экономики, и отдавать на откуп "частникам" решение ее проблем государство просто так не может. Тем более что большинство угольным предприятий не выживут без государственных дотаций. Большинство экспертов сходится во мнении, что государство так и останется главным собственником угольных предприятий. Частные инвесторы вполне могут ограничиться небольшими пакетами и инвестициями на техническое переоснащение шахт. Решать же социальные или экологические проблемы им просто не с руки.