- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
"Шпионские штучки" в законе
В последнее время государственные мужи Украины увлеклись законотворчеством в отечественной IT-отрасли. Еще не успели улечься страсти вокруг Закона "О телекоммуникациях", как Кабинет Министров внес на рассмотрение Верховной Рады следующий законопроект — "О мониторинге телекоммуникаций", касающийся отслеживания преступной деятельности в сети Интернет
Толчком к разработке закона стал европейский опыт, а именно — принятие Советом Европейского Союза Брюссельских резолюций о законном доступе к телекоммуникациям и по вопросам законного мониторинга телекоммуникаций относительно технологий ENFOPOL (Enforcement Police). Резолюции предусматривают проведение законного перехвата сообщений в системе телекоммуникаций в целях обеспечения государственной безопасности, обороны, общественной безопасности, предупреждения, расследования, раскрытия и преследования в законодательном порядке уголовных преступлений и несанкционированного использования электронных систем телекоммуникаций. Кроме этого, учитывалась Будапештская "Конвенция о киберпреступности" и проект "Рамочного решения относительно удержания трафика и доступа к этим данным в связи с криминальным расследованием или судебным преследованием". В общем, база для разработки законопроекта имелась достаточная. Правда, отечественные творцы законов немного переделали европейские понятия на "свой вкус". И как только президентским указом и постановлением Кабинета Министров им был дан "зеленый свет" (конец 2001 г.), над разработкой законопроекта началась усердная работа, длившаяся около года. Однако первая версия закона потерпела крушение — на разработчиков посыпались все шишки, и законопроект отправили на доработку.
Гениально ли творение?
Буквально месяц назад, 7 августа, по украинскому сегменту Интернета прошла волна возмущения — появилась новая, слегка измененная версия законопроекта "О мониторинге телекоммуникаций". Но сомнительно, что и этот проект закона будет утвержден Верховной Радой, поскольку он имеет много неточностей и требует значительной доработки.
В новом законопроекте предлагается идея создания специальной системы мониторинга для всех телекоммуникационных сетей. Такая система должна открывать Службе безопасности Украины возможность получения всей информации, проходящей по телекоммуникационным сетям: прослушивания телефонных разговоров, просматривания электронной почты и содержимого web-страниц с целью предупреждения и раскрытия преступлений. Мониторинг телекоммуникаций, согласно документу, должен осуществляться по решению суда.
Как отметил член исполнительного совета Всеукраинской общественной организации "Украинское Интернет сообщество" Андрей Стесин, "понятия "мониторинг" в документах Евросоюза не существует. Европейское законодательство оперирует понятием "законный перехват телекоммуникаций", который предусматривает наличие у оператора оборудования, которое ему подконтрольно и которое может быть задействовано исключительно самим оператором и только в случае получения официального письменного обращения спецслужбы. Мониторинг в нашем законопроекте предусматривает установку у операторов и провайдеров "черных ящиков", бесконтрольно управляемых спецслужбами и обеспечивающих постоянную возможность "слушать" полностью всю информацию, независимо от воли оператора и без его ведома".
В СБУ же отмечают, что мониторинг телекоммуникаций — это требование времени, обусловленное сложной криминогенной ситуацией, сложившейся в мире, и новый законопроект вовсе не расширяет полномочий правоохранительных органов, а предусматривает технические, организационные и режимные меры по обеспечению мониторинга на законных основаниях.
В Украине на сегодняшний день насчитывается более 4,5 млн. абонентов мобильной связи и около 10 млн. абонентов стационарной связи. Более 3 млн. человек пользуются сетью Интернет
Как видим, мнения творцов данного законопроекта и экспертов отрасли телекоммуникаций резко расходятся. Многие эксперты единогласно заговорили о том, что принятием такого закона правительство поставит крест на интернет-бизнесе в Украине.
Мы придумали, вы платите
Как отметил Андрей Стесин, подобный закон задуман для того, чтобы "обеспечить спецслужбам легальное прикрытие для возможности тотальной слежки за гражданами и резидентами Украины, включая как деловую и финансовую активность, так и политические убеждения, а также с целью сбора сугубо приватного компромата".
Сколько это стоит?
По мнению экспертов IT-отрасли, стоимость систем мониторинга будет зависеть от масштаба провайдера и от стоимости различных "сертификаций". Небольшому провайдеру это будет стоить примерно от 30 — 50 тыс. грн. Сумму затрат крупных операторов на данное оборудование связи можно только предположить
Бурное возмущение операторов связи вызвал и финансовый вопрос законопроекта. Это связано с тем, что все расходы по приобретению и внедрению системы мониторинга, а также по выделению площадей под оборудование ложатся на операторов. В результате вполне возможен резкий скачок тарифов на услуги связи. Многие эксперты утверждают, что перекладывание финансовых затрат на операторов приведет к ужесточению конкуренции, и небольшие компании, которым стоимость внедрения систем мониторинга будет не по карману, уйдут с рынка.
По мнению генерального директора ЗАО "Технологические системы" Игоря Дядюры, внедрение системы мониторинга экономически оправдано лишь для крупных операторов с солидной базой абонентов, поскольку для них стоимость таких систем не в тягость. В то же время требование о внедрении систем мониторинга в небольших сетях, как считает г-н Дядюра, надолго затормозит развитие телекоммуникаций в отдаленных и малонаселенных районах.
Как отметил председатель комитета по телекоммуникациям Американской Торговой палаты Андрей Колодюк, "прецедент перекладывания затрат по обеспечению функционирования данного законопроекта исключительно на операторов рынка должен заинтересовать Госкомитет по предпринимательству, поскольку создание подобного прецедента не может гарантировать всем предпринимателям в Украине, что их не обяжут завтра купить за свой счет милицейские свистки и другое оборудование для обеспечения правопорядка в стране".
С одной стороны, если такой закон (правда, в доработанном виде) пополнит ряды законодательной базы Украины, это позволит регламентировать отношения между правоохранительными органами и субъектами телекоммуникационного рынка, определить их права и обязанности, права собственности и пр. С другой — согласятся ли операторы нарушать право конфиденциальности каждого гражданина страны, предоставляя силовым органам возможность прослушивать и просматривать информацию личного характера, и будет ли у всех операторов связи возможность своими силами оплачивать стоимость оборудования и аренду дополнительных площадей под него? Такой законопроект вряд ли понравится "народным избранникам" — депутатам Верховной Рады и прочим государственным мужам, ведь мониторинг телекоммуникаций подразумевает и прослушивание телефонных разговоров.
Блиц-опрос
Что вы думаете по поводу внесенного на рассмотрение в Верховную Раду законопроекта "О мониторинге телекоммуникаций"?
Андрей Колодюк, председатель комитета по телекоммуникациям
Американской Торговой палаты:
— У этого законопроекта практически нет шансов быть принятым, как минимум, в течение ближайшего года, поскольку это не в интересах не только оппозиции, но и определенной части так называемого большинства
в парламенте. Данный законопроект усилит позиции "силовиков", которые законно хотят повысить производительность своего труда. Более того, международные тенденции борьбы с терроризмом закрепили такое право во многих странах. Но вопрос, с учетом наших реалий, как всегда лежит в плоскости того, будут ли всегда этим правом пользоваться по назначению и насколько эффективными будут механизмы гражданского контроля.
Игорь Дядюра, генеральный директор ЗАО "Технологические системы", председатель исполнительного совета Всеукраинской общественной организации "Украинское Интернет сообщество":
— В связи с тем, что вопрос мониторинга тесно связан с правом человека на конфиденциальность, в частности — на сохранение тайны телефонных разговоров и переписки, внесенный законопроект требует значительной принципиальной переработки по многим пунктам. По моему мнению, изменения должны коснуться предоставления разрешения на мониторинг, контроля над протоколом, доступности данных после закрытия дела, технических средств мониторинга и ведения протокола, масштабов внедрения и финансирования затрат.
Андрей Стесин, член исполнительного совета Всеукраинской общественной организации "Украинское Интернет сообщество":
— Как показывают прецеденты (в частности, недавние "утечки" полных баз данных абонентов российских операторов мобильной связи), чем больше доступа к вашей информации имеют спецслужбы, тем быстрее эта информация "утечет" и станет достоянием первого встречного.
С принятием такого закона можно будет попрощаться с тайной переписки, коммерческой тайной, тайной личной жизни и персональных данных. Без услуг электросвязи и компьютерных сетей сегодня не может обойтись практически ни один сколько-нибудь успешный (в бизнесе или в карьере) человек, и каждый звонок, каждый шаг в электронном пространстве будет законно (!) оставлять след на мощных дисковых массивах СБУ, МВД, налоговой и т. п. То есть о вас будут знать практически все, и некуда будет даже пожаловаться.
Эрик Франке, генеральный директор СП "Украинская Мобильная Связь" (UMC):
— Мы не играем в политику. UMC — это компания, которая всегда работает по законодательству Украины. Поэтому если такой закон будет принят, конечно, мы будем выполнять его.