"СКМ" руками "Сармата"

После летнего тайм-аута в "битве" между ЗАО "Оболонь" и ЗАО "Сармат" произошло оживление — состоялись два суда. В начале сентября Апелляционный суд отменил июньское решение Шевченковского районного суда столицы, которым был удовлетворен иск ЗАО "Сармат"
Адаптуйте бізнес-стратегію до сучасних викликів разом з управлінцями «Біосфера», Ajax, Bolt, Prom.ua, Uklon та ще понад 60 топових компаній
13 грудня на GET Business Festival отримайте перевірені стратегії залучення інвестицій для бізнесу, просування продукту онлайн та цифровізації бізнесу.
Забронювати участь

После летнего тайм-аута в "битве" между ЗАО "Оболонь" и ЗАО "Сармат" произошло оживление — состоялись два суда.
В начале сентября Апелляционный суд отменил июньское решение Шевченковского районного суда столицы, которым был удовлетворен иск ЗАО "Сармат" к ЗАО "Оболонь" и регистратору АОЗТ "Кадем" о признании права собственности на все купленные акции (11,5%) и о внесении изменений в реестр акционеров. Суд отправил дело на новое рассмотрение. Также состоялось новое слушание дела о нарушении донецким пивзаводом конкурентного законодательства. По этому делу, в первой инстанции, ЗАО "Оболонь" проиграло, но подало апелляцию.
Своим мнением о развитии спора с донецкими пивоварами с нами поделился начальник юридического отдела ЗАО "Оболонь" Андрей Витченко

— Андрей Николаевич, что нового принесли эти два суда?
— Дела эти интересны по самому предмету спора, а еще более интересен был ход самих процессов и отношение судей.
Относительно слушаний в Хозяйственном суде, хочу отметить, что впервые за всю историю конфликта затрагивались положения нового устава "Оболони" и рассматривалась юридическая законность существования донецкой пивоварни как таковой.
Как известно, предмет спора по этому делу — признание недействительным договора комиссии, в соответствии с которым компания "Керамет-Инвест" покупала акции ЗАО "Оболонь" для ЗАО "Сармат". Фактически не для донецкой пивоварни, а для владельца 98% акций этого предприятия — управляющей компании "Систем Кэпитал Менеджмент" ("СКМ"). "Сармат" — это, прежде всего, пивоварня, которая закончила 2002 год с 12 млн. грн. убытков. Все ключевые вопросы по развитию и управлению "Сармата", на мой взгляд, решает руководство "СКМ". Поэтому идет процесс де-юре "Оболонь" — "Сармат", де-факто попытка поглощения "Оболони" компанией "СКМ", одним из наиболее агрессивных участников инвестиционного рынка.
В ответ на неудавшиеся попытки признать право собственности на купленные акции и стать в реестр акционеров "Сармат" подает новый иск в отношении старого и нового уставов киевской компании.
— Но ведь старого устава уже нет?
— В этом то и заключается абсурдность. Вообще у юридического лица может быть только один устав. С момента вступления в силу устава в новой редакции предыдущий уходит в небытие. Однако Хозяйственный суд рассматривает в процессе оба наших устава, невзирая ни на логику, ни на указания Верховного суда Украины. До этого Верховный суд закрыл производство по делу касательно претензий к нашим учредительным документам.
Суть исков "Сармата" к положениям обоих уставов сводится к одному — это признание незаконным порядка отчуждения акций ЗАО "Оболонь". Однако в нашем уставе прописаны те же положения, по которым был выигран спор в Верховном суде по делу "Борщаговка" — "Дарница", то, что закреплено в новом Хозяйственном кодексе. В этих документах говорится, что первоочередное право на покупку акций имеют акционеры или само общество. То есть речь не идет об ущемлении прав акционеров, они могут продать свои акций. Речь идет о необходимости выдержки процедуры. Иначе какие отличия между открытым и закрытым акционерным обществом?
Хочу напомнить: донецкий пивзавод имел намерение купить 41% акций по договору комиссии, что подтверждено объявлениями в прессе и заявлением в АМК, но необходимого по законодательству (при намерении купить более 25%) предварительного разрешения комитета не получил.
— Вы также говорили о проблеме юридической законности регистрации самого ЗАО "Сармат".
— В процессе судебных дел, которые длятся уже 1,5 года, мы изучали различные документы донецкого пивзавода. Завод "Сармат" возник как украинско-американское совместное предприятие "Донецкий пивоварный завод". До этого "Донецкий пивоварный завод" непродолжительное время существовал в виде арендного предприятия. Впоследствии организация арендаторов имущества завода (коллектив предприятия), собственником которого она не являлась, при странных обстоятельствах передала государственный целостный имущественный комплекс в уставный фонд совместного предприятия, одним из участников которого была американская компания D.B.S. America Inc.
Есть другие моменты, по которым можно признать учредительные документы этого предприятия недействительным. Прежде всего, в учредительном договоре нет информации об американском учредителе, сам договор не зарегистрирован в установленном порядке в 1994 году, а позже не перерегистрирован в связи с переименованием СП "Донецкий пивоварный завод" в ЗАО "Сармат". Не хочу приводить прочие нарушения. И без этого, на мой взгляд, ясно, что все три этапа становления ЗАО "Сармат" (организация арендаторов — СП — ЗАО) проведены с нарушением законодательства. В связи с этим и, в первую очередь, руководствуясь тем, что нам не безразлично, кто пытается стать нашим акционером, мы дополнили свои исковые требования к "Донецкому пивоварному заводу".
Однако, невзирая на это, Хозяйственный суд вообще не рассматривал вопрос законности существования ЗАО "Сармат", аргументируя это тем, что "Оболонь" не является акционером "Сармата" и не имеет право притязать на правомерность устава донецкой компании. С другой стороны, суд в своем решении детально расписал, в чем состоит незаконность отдельных положений нашего старого и нового уставов, несмотря на то, что "Сармат" не является акционером ЗАО "Оболонь".
— Что Вы можете сказать о своей победе в Апеляционном суде?
— Как вы помните, все началось с того, что регистратор АОЗТ "Кадем" не внес донецкий пивзавод в реестр акционеров "Оболони". Отчасти из-за поспешности самих покупателей, которые подали для перерегистрации документы только на третью часть купленных акций. Получив отказ от регистратора, вместо того, чтобы принести на перерегистрацию остальные акции, "Сармат" подал в суд. И после многочисленных заседаний, несмотря на явные нарушения норм процессуального и материального права, которые были допущены судьей, Шевченковский суд признал за "Сарматом" право собственности на купленные акции. Мы, естественно, подали апелляцию. Апелляционный суд, приняв во внимание все нарушения, допущенные в первой инстанции, а также нашу правовую позицию, отменил решение Шевченковского суда и отправил дело на повторное рассмотрение в первую инстанцию.
То есть попытки "Сармата" обойти процедуру обращения к регистратору и стать в реестр через суд не увенчались успехом. Это, в очередной раз, подтвердило туманность перспективы получения "донецкими" статуса акционера "Оболони".