СКМ укрепляет связь

Рынок телекоммуникаций концентрируется в руках крупных бизнес-групп: на прошлой неделе стало известно о покупке СКМ крупного оператора фиксированной связи "Оптима Телеком"
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Рынок телекоммуникаций концентрируется в руках крупных бизнес-групп: на прошлой неделе стало известно о покупке СКМ крупного оператора фиксированной связи "Оптима Телеком"

"Систем Кэпитал Менеджмент" активно расширяет свое присутствие на телекоммуникационном рынке: уже в декабре холдинг завершает сделку по приобретению "Оптимы Телеком", которая представляет собой группу операторов, и в совокупности входящие в нее компании обслуживают около 300 тыс. абонентов по всей Украине. Сумма сделки пока не разглашается. Однако, как оценивают аналитики, группа компаний может быть продана за $100-120 млн. Напомним, что "Оптиму" уже пытались неоднократно приобрести "Голден Телеком" и Group MENATEP. Как отмечали специалисты компаний, одна причин срыва была то, что у "Оптимы Телеком" довольно непрозрачная структура акционеров оператора. "Оптима" считается активом группы "Приват", однако напрямую компанией они не владеют.

"Оптима Телеком" — не первое приобретение СКМ в секторе фиксированной связи. В сентябре 2005 года СКМ купила 91% акций одесского холдинга "Фарлеп-Инвест", в который входят третий по величине по величине украинский альтернативный оператор "Фарлеп" (обслуживает около 200 тыс. абонентов по всей стране), оператор международной и междугородней связи "Укомлайн", производитель телекоммуникационного оборудования "Фарлеп 2000".

Впрочем, СКМ занимается не только фиксированной связью. Холдингу принадлежат два оператора мобильной связи — "Цифровая сотовая связь" (DCC) и "Астелит" (ТМ Life:). DCC работает в стандарте D-AMPS в диапазоне 800 МГц и обслуживает около 70 тыс. абонентов, а "Астелит" работает в стандартах GSM-1800 и GSM-900, ее абонентская база — свыше 1,1 млн. человек. Напомним, что изначально СКМ принадлежала только DCC, но в феврале 2003 года DCC купила "Астелит". В конце того же года холдинг привлек в партнеры турецкого сотового оператора Turkcell. По состоянию на ноябрь 2005, Turkcell имеет 54,4% акций Euroasia (прямого владельца "Астелит"), а СКМ — 45,6%. При этом DCC является собственником 99% долей ООО "Астелит".

Следует отметить, что после того, как два крупных оператора фиксированной связи перешли к одному собственнику, на рынке можно ожидать изменений. Хотя в случае "Оптимы" и "Фарлепа" сложно говорить о их синергии, поскольку "Оптима" более прогрессивная компания в плане покрытия и продаж. Поэтому объединение этих двух компаний сопряжено со сложностями. Как отметил начальник отдела отраслевых исследований и консалтинга компании GFK-USM Глеб Вышлинский, по-видимому, эти две компании будут работать отдельно.

"ВымпелКом" хочет 15% рынка

Борьба за третье место на рынке мобильной связи начнется в ближайшее время. Сейчас лидирующие места между собой распределили "Киевстар" и UMC, третье место занимает "Астелит" (ТМ Life:). После того, как российский "ВымпелКом" официально объявил о своем выходе на рынок Украины через покупку "Украинских радиосистем", ожидается, что они начнут вести довольно агрессивную политику и постараются вывести компанию на должный уровень не только по абонентской базе, но и по техническим стандартам, которые присущи российской компании. Уже сейчас руководство компании уверенно, что станет третьим оператором на рынке. Как отметил генеральный директор "ВымпелКома" Александр Изосимов, к концу следующего года они намерены достичь той абонентской базы, которая есть сейчас у ведущих компаний рынка и занять 10-15% рынка. "Речь идет о реальном количестве абонентов, а не о количестве активированных карточек. Мы думаем, что уже до конца 2006 года создадим покрытие по всей Украине на уровне крупных украинских операторов. Также до конца 2006 года компания будет давать прибыль, а не быть убыточной", — отметил г-н Изосимов.

В планах компании также вывод на рынок Украины российского бренда "Билайн" уже через 7-8 месяцев. Как полагают в компании, через год УРС станет полноценной частью "ВымпелКома". По мнению генерального директора "ВымпелКома" Александра Изосимова, это сделать достаточно легко, поскольку ребрендинг является дорогой вещью для производителя, но не для сервисных компаний. У "ВымпелКома" в этом направлении наработан большой опыт. Так, компания приобрела и сменила бренд уже у 7 операторов, а УРС — восьмой. В то же время, по данным Interbrand Zintzmeyer & Lux AG, "Билайн" является самым дорогим брендом России, оцененным в 2005 году в $5 млн. На начальном этапе компания не собирается позиционироваться, как дорогой оператор.

Впрочем, борьба за место присуща не только более мелким операторам. На сегодня идет активная борьба за первое место по количеству абонентов между лидерами рынка UMC и "Киевстар". До недавнего времени, UMC удерживал лидерские позиции по количеству абонентов, однако сейчас ситуация изменилась. На начало ноября абонентская база UMC составила 11, 491 млн. человек, а у основного конкурента "Киевстар" — 11,687 млн.