- Категория
- Экономика
- Дата публикации
СЛАБОАЛКОГОЛЬНЫЙ РЫНОК РАСЧИЩАЮТ
Введет ли в заблуждение вас жестяная баночка стандартных параметров, вместительностью 0,33 л, если на ней большими буквами будет написано "Водка", а стоимость ее содержимого будет колебаться в районе полутора гривен? В Госкомспецмонополии считают — что "да". Вы купите ее в надежде получить полный сорокаградусный кайф, пригласите гостей, они выпьют... И обидятся за ваше негостеприимство. Гостей нужно поить водкой — убеждены в комитете по монополии на табак и водку
Галина ПАНЧЕНКО
Это верхняя часть айсберга того конфликта, который возник между производителем слабоалкогольных напитков компанией "Орлан" и комитетом. Первый, в лице генерального директора Евгения Червоненко, считает, что потребителю достаточно ясно указано на производимом продукте, что это коктейль с указанием составных частей — водки и сока. Второй считает, что покупатель однозначно обманут и требует прекратить производство продукта в такой упаковке или изменить ее. "Орлан", с июля не получающий спирта, значительно сократил производство слабоалкогольных напитков. Сейчас, после решения арбитражного суда в пользу компании, Госкомспецмонополия была вынуждена разрешить отпуск спирта этому предприятию.
Некоторые аналитики связывают подводную часть айсберга с начавшимся переделом рынка слабоалкогольной продукции. Это подтверждается нежеланием других производителей слабоалкогольных напитков — компанией "Оболонь", "Росинка" комментировать конфликт. Говорят, что один граждании Израиля собирается ввести аналогичную "орлановской" продукцию. А поскольку гражданин этот имеет серьезное влияние на украинский политический истеблишмент, то дело это приобретает черты государственной важности. Возможно, именно Госкомспецмонополии поручено "расчищать" поле для израильских напитков. Пока на протяжении двух недель все как один масс-медиа возмущались ничтожностью повода, который стал основой конфликта между "Орланом" и спецмонополией. Одна газета, контролируемая этим гражданином напечатала интервью с главой Комитета Владимиром Гончаруком (ни с "Инвестгазетой, ни с "Бизнесом" чиновник говорить не стал). Гончарук эмоционально рассказал, как Евгений Червоненко буквально терроризировал его и дезинформировал, представившись советником Президента. Хотя он всего лишь внештатный советник. К тому же глава спецмонополии выразил сомнение в легитимности его удостоверения. Возможно, эта публикация, выбивающаяся из общего журналистского сонма — всего лишь определенная позиция по отношению к бизнесменам, в частности производящим слабоалкогольные напитки. Подождем, может увидим восьмиградусные напитки иностранного производства в характерных жестяных баночках.
Монополия в одном лице
СегоднЯшний конфликт между Комитетом по монополии на производство и обращение спирта, алкогольных напитков и табачных изделий и компанией "Орлан" — детский лепет по сравнению с тем, чего хочет это ведомство. Оно хочет монополии, в полном соответствии со своим названием.
Комитет по монополии на производство и обращение спирта, алкогольных напитков и табачных изделий был создан в июле 1998 года. Фактически свою работу, по словам главы Комитета Владимира Гончарука начал в декабре прошлого года. Как любое ведомство, он сначала глубоко исследовал вверенный ему рынок, нынешний склад управляющих, взвесил возможности тех госструктур, с которыми придется потягаться за влияние на рынок. И приступил к написанию положения о себе. Положение было принято президентским Указом только через год — 2 августа 1999 года. На протяжении всего этого периода Комитету пришлось доказать всему чиновничьему бомонду свою полезность и необходимость. Ведь многим ведомствам было что терять. Во-первых, выдачей лизензий на оптовую торговлю алкоголем и табачными изделиями ведало Министерство внешнеэкономических связей и торговли, а после создания спецмонополии лишь согласовывало их с Комитетом. В конце июня этого года своим Указом Президент окончательно передал вопросы лицензирования на откуп спецмонополии.
Со своей стороны, местные органы власти — госадминистрации также не испытывали особого воодушевления от создания госспецмонополии. И, затаившись, ожидали — будет ли у них возможность продолжать работать на лицензионном фронте или нет.
Министерство агропромышленного комплекса со своей стороны также не имело особенного желания менять действующую систему контроля за производством и потреблением алкоголя и табака. Ведь структуры типа Госсадвинпрома или Укрспирта всегда входили в их систему. В результате же создания нового ведомства они однозначно теряли влияние на спиртовую и винодельческую отрасль.
Целый год Госкомспецмонополия трудилась над тем, чтобы быть окончательно признанной, как единственная, отвечающая за все, что связано с такими понятиями как алкоголь и табак. В результате комитет был приквартирован к Министерству финансов и определен полномочным ведомством по всем алкогольно-табачным вопросам. Первым делом в начале года Госкомспецмонополии были переданы права по контролю над получением этилового спирта для изготовления взрывчатых веществ, парфюмерии, нитроцеллюлозы и полуфабрикатов спиртованных соков, морсов, настоев. Нужно сказать, что цена этого вопроса высока — ведь акцизная ставка для получателей льготного спирта составляет 0,2 ЭКЮ, тогда как обычные потребители платили до июля этого года 2 ЭКЮ, а сейчас 3 ЭКЮ за литр спирта. Получателями льготного спирта являются не только производители целлюлозы или парфюмерии, но и многих цветных металлов, различной бытовой химии, удобрений, пластмасс, синтетических ниток и др.
А ты пролицензировался в спецмонополии?
После наведения порядка в использовании спирта, спецмонополия принялась устанавливать свои правила игры на оптовом рынке алкогольной продукции и табака. В марте Кабмин принял постановление об упорядочении выдачи субъектам предпринимательской деятельности лицензий на право оптовой торговли этой продукцией. По признанию самого председателя комитета Владимира Гончарука, об установлении монополии на производство алкоголя, а тем более табака и речи быть не может. Ведь табачные фабрики уже давно не являются государственными. Что касается предприятий, производящих всевозможные алкогольные напитки, то они теоретически не подлежат приватизации, а фактически являются либо арендными, либо коллективными. "Сегодня полная государственная монополия уже невозможна, так как прошла приватизация и производство сигарет не имеет отношения к государству. В собственности государства только производство спирта. Производством алкоголя занимаются государственные и частные предприятия. Поэтому стоит вопрос о том, чтобы ввести госмонополию на продукт производства, а не на средства производства. Мы изучили законодательство многих западноевропейских стран. Например, в Австрии государственная монополия на производство спирта несколько лет назад была отменена, но госконтроль сохранен. В Финляндии до недавних пор торговля и производство происходили через госпредприятия. Но когда возник вопрос о вступлении Финляндии в ЕС, была создана акционерная компания, где 95% принадлежит государству", — сказал глава спецмонополии в прошлый вторник.
В Украине спирт производят 86 предприятий государственной формы собственности, ликеро-водочную продукцию — 211 предприятий, в основном коллективной формы собственности. В винодельческой отрасли задействованы 475 предприятий, в основном коллективной и государственной формы собственности
Фактически все оптовые торговцы должны были на протяжении трех месяцев получить новые лицензии в Госкомспецмонополии. Стоимость одной годичной лицензии на оптовую торговлю алкоголем и табаком составляет 1,7 тыс. грн., для оптовых торговцев спиртом (только госпредприятия) — 8,5 тыс. грн. В профилактических целях, дабы все предприниматели поняли, что им действительно необходимо перелицензироваться в Госкомспецмонополии, на протяжении всей весны и лета проводились проверки. Тем более, что перед комитетом уже было поставлено задание — заработать в этом году от выдачи лицензий 10,12 млн. грн. для бюджета. На тот момент было выдано 8-8,5 тыс. лицензий. По признаниям самих спецмонопольщиков, в некоторых областях Украины госадминистрации не могли предоставить информацию о количестве оптовых торговцев из-за отсутствия учета. На протяжении года было проверено 18 тыс. предприятий, занимающихся оптовой и розничной торговлей алкогольными напитками и табачными изделиями. В 13 тысячах случаях выявлены грубые нарушения требований нормативно-правовых актов, в том числе отсутствие лицензий — в 930 случаях, отсутствие сопроводительных документов — 2,6 тыс., отсутствие сертификатов качества — 6,2 тыс. По результатам проверки было остановлено или аннулировано 596 лицензий на право розничной торговли, 220 — на право оптовой торговли. Наложены административные штрафы на сумму 227,3 тыс. грн., применены штрафные санкции на сумму 764,1 тыс. грн., привлечены к административной ответственности 1066 человек, изъята некачественная алкогольная продукция и табачные изделия на сумму 669,5 тыс. грн. Всего по состоянию на 1 октября прошли регистрацию 2,2 тыс. оптовиков. В самой Госкомспецмонополии считают, что поработали неплохо. Предприятия — производители алкогольно-табачной отрасли за девять месяцев текущего года перечислили в госбюджет акцизный сбор на сумму 903,2 млн. грн., что в 1,4 раза превышает уровень соответствующего периода прошлого года.
Разобравшись более менее с оптовыми торговцами и понимая, что контроль над производством фактически утерян, спецмонополия развила активность по двум направлениям — нормативного регулирования рынка и выискивания возможных нарушителей ныне действующих правил. В последний день — 28 июня 1998 года своих полномочий подписывать Указы, регулирующие экономические вопросы, Президент издал Указ "О государственной монополии на производство и обращение спирта, алкогольных напитков и табачных изделий".
Верховная Рада еще в апреле отправила аналогичный законопроект на доработку для внесения на повторное чтение. Тогда народные депутаты, в частности член комитета по вопросам финансов и банковской деятельности Вячеслав Сокерчак сказал, что в предложенном законопроекте схема государственного регулирования имеет значительно больше недочетов, чем действующая. Главное из которых — "отсутствие четких и прозрачных" законодательных норм прямого действия по регулированию рынка алкоголя и табака в интересах государства и граждан. Авторы законопроекта предлагают решать проблему борьбы с теневой экономикой, контрабандой и фальсификацией алкогольной и табачной продукции путем введения ряда новых ограничений и дополнительных платежей для легально работающих на рынке алкоголя и табака. В частности, вместо 14 действующих лицензий на производство и оборот алкоголя и табака предлагается ввести 41 и закрепить регулирование вопросов о порядке их получения, размерах платы и порядке зачисления средств за Кабинетом Министров и Госкомспецмонополией Украины.
Вячеслав Сокерчак отметил, что в законопроекте речь фактически идет не о государственной политике в производстве и обороте этих видов продукции, а о правах и льготах новой структуры исполнительной власти — Госкомспецмонополии Украины, которая вопреки действующему законодательству наделяется также полномочиями правительства, налоговых служб, органов внутренних дел. Кроме того, по мнению депутата, ряд содержащихся в проекте предложений можно расценить как "попытку создать еще один чрезвычайный орган с правами и возможностями "государства в государстве". Это касается, в частности, предложения направлять 30% суммы штрафов (100 тыс.; 50 тыс.; 20 тыс. и 10 тыс. налогонеоблагаемых минимумов доходов граждан) на развитие Госкомспецмонополии, а также предоставить этой организации право приостанавливать операции на счетах, изымать товар, получать информацию о средствах и счетах.
В результате всех замечаний, комитет по вопросам финансов и банковской деятельности, занимающийся этим законопроектом подготовил свой — альтернативный. По словам Владимира Гончарука, сейчас создана рабочая группа, состоящая из депутатов — инициаторов альтернативного закона и представителей власти, которая будет пытаться учесть в новом законопроекте предложения всех инициаторов установления в стране монополии на производство и реализацию алкоголя и табака.
Не особо надеясь на скорое принятие документа, Госкомспецмонополия работает, как уже говорилось, в направлении "затыкания" возможных лазеек контрабанды алкоголя и табака. С этой целью уже подготовлено правительственное решение о запрещении продажи алкогольной продукции на оптовых рынках. В комитете считают, что 90% контрабанды реализуется именно через оптовые рынки.
***************
Комментарий
С чем связан конфликт между "Орланом" и Госкомспецмонополией
Татьяна Пересада, главный экономист ОАО "Оболонь":
— Я воздержусь от заявлений по этому поводу и отказываюсь мотивировать последние действия Госкомспецмонополии.
"Оболонь" не собирается прекращать выпуск слабоалкогольных напитков. А почему сегодня возникает вопрос о том, что в Украине возможна ситуация, когда выпуск такой популярной продукции будет запрещен?
Заместитель председателя правления ОАО "Росинка":
— То, Что случилось между Госкомспецмонополией и "Орланом" — так это у них "свои" разборки. У представителей Госкомспецмонополии свое мнение, они имеют право выдавать лицензию и, возможно, у Госкомспецмонополии есть серьезные претензии к выпускаемой продукции "Орлана". Но мне не известны подробности этого инцидента... Мы пока выпускаем эту продукцию.
Галина Морозова, начальник планового отдела компании "Союз-Виктан":
— Об инциденте с "Орланом" не слышала, но все связано с завоеванием первенства на рынке и получением материальных благ, предусмотренных в этом случае.
В нашем государстве ничему не удивишься, чтобы что-нибудь запретить много ума не надо... Запрещать производство слабоалкогольных напитков можно только в том случае, когда нарушена технология производства, либо имели место случаи, угрожающие здоровью людей. Мы выпускаем 8%-ный "Лонгер" на основе натуральных соков.
**************