"Сладкий" стол без Тимошенко

Замять "сырцовый" скандал правительству никак не удается. Интерес к упомянутому скандалу продолжает подогревать Соцпартия. Информационный рупор этой политической силы — газета "Сельские вести" — на прошлой неделе организовала "круглый стол", на котором пр

Замять "сырцовый" скандал правительству никак не удается. Интерес к упомянутому скандалу продолжает подогревать Соцпартия. Информационный рупор этой политической силы — газета "Сельские вести" — на прошлой неделе организовала "круглый стол", на котором представители сахарной отрасли и профильные чиновники пытались найти виновного. Дискуссия проходила под шквал обвинений и аккомпанемент анекдотов. Увенчалось событие изгнанием советника премьера, который так и не смог выступить

Небольшой конференц-зал редакции "Сельских вестей" был явно мал для разрекламированного мероприятия. За столом, на стульях и у стен теснились ведущие аграрии, переработчики, директора заводов, руководство ассоциации "Укрсахар". Прибывшему с пятиминутным опозданием министру аграрной политики Баранивскому был предоставлен отдельный стол — рядом с председателем редколлегии издания Иваном Сподаренко, который взял на себя миссию распорядителя.

Зачитав передовицу родной газеты, депутат-редактор сообщил, что в Винницкой области Юлия Тимошенко инициировала переработку сахара-сырца, в то время как сахарозаводчики протестуют против такого решения. Глава "Укрсахара" Николай Ярчук, объяснив официальную позицию профильной ассоциации, также не одобрил действий правительства. Хотя, по его словам, сегодня рынок стабилен — оптовая отпускная цена составляет в среднем 3300 грн. за тонну при резком сокращении спроса. "Рынок замер и пребывает в ожидании появления сахара нового урожая", — подытожил Ярчук. Другие собравшиеся говорили все больше об одном и том же — как ввоз тростникового сырца негативно скажется на отечественной сахарной отрасли и о том, что необходимости в импорте изначально не было.

С завидным постоянством звучал вопрос, кто же ответственен за ввоз сырца в Украину. Среди наиболее вероятных кандидатур назывались имена Порошенко, у которого благодаря "конфетному бизнесу" есть возможность переработать дешевый сахар, и Тимошенко, которая заявляла о готовности ввезти сырец. Впрочем, от прямых обвинений премьера собравшиеся благоразумно воздерживались, нарекая на то, что в окружении Юлии Владимировны есть чиновники, которые своими непродуманными действиями подводят шефа.

Петр Порошенко также не остался без защиты. Его отец, Алексей Порошенко (глава концерна "Укрпроминвест"), неожиданно оказавшись на "круглом столе", полностью реабилитировал сына — секретаря СНБО. Он объяснил, что, владея агрохозяйством, в котором под посевами свеклы находятся более 13 тыс. га, их семейству незачем лоббировать ввоз сырца. "Сегодня говорят, что Порошенко заказал сырец, поскольку производит кондитерские изделия. Не заказывал! И он был категорически против, чтобы эта акция имела место. Не верьте тем, кто утверждает обратное!" — убеждал публику глава "Укрпроминвеста".

Затем, произведя несложные арифметические вычисления, Порошенко-старший сообщил, что есть люди, которые от этой аферы рассчитывают получить $150 млн., в то время как он сам вынужден "закладывать последние портки", чтобы выжить. Вспомнив и о премьере, и о министре экономики Терехине, финал своего яркого спича Алексей Порошенко приукрасил анекдотом о еврейском мальчике, который прочитал о том, что Карл Маркс был экономистом, и спросил у мамы: "Карл Маркс — это как наша тетя Сара?" На что мать ему ответила: "Нет. Наша тетя Сара — старший экономист!"

Между тем вопрос о том, кто же был инициатором сахарного импорта, оставался открытым. Ответить на него прекрасно мог советник Тимошенко Сергей Пашинский, который настойчиво просил слова, но Сподаренко так же упорно ему в этом отказывал. Главред "Сельских вестей" несколько раз подчеркнул, что Пашинский — гость незваный, поскольку приглашение было адресовано премьер-министру, а не "якомусь раднику". В конце концов, утомленный безрезультатными препирательствами, советник высказал свое мнение в полутемном коридоре, куда за ним направилась большая часть журналистов. "Каждый год у нас повторяется одна и та же ситуация: появляется в сентябре новый сахар, цена на него падает в два раза, а потом к новому году в два раза повышается, — объяснял опальный чиновник. — Чтобы это больше не повторилось, правительство приняло решение о ввозе сахара-сырца и, несмотря на все эти "стенания", удержит цену". Заработанные деньги, по его словам, Госкомрезерв, который является единственным собственником ввезенного сырца, направит на закупку 250 тыс. тонн сахара в сентябре. Называть действия правительства "схемой" советник отказался, заявив, что действовали чиновники исключительно согласно таможенному кодексу. От имени своей начальницы Пашинский подчеркнул, что секретаря СНБО в сахарном кризисе никто не винит. "Порошенко ничего не провоцировал. Причиной роста цен на сахар стали сезонные колебания и то, что ВРУ не отреагировала вовремя на эту проблему так, как это делала в предыдущем сезоне. Вот поэтому правительство постановило решать эту проблему через госструктуры", — объяснил советник премьера.

По мнению Пашинского, причина противостояния на рынке кроется именно в том, что негосударственные компании потеряли возможность обогатиться на сырце. "Не сумев в этом году заработать тех денег, которые они получали в прошлых сезонах, многие коммерческие структуры начали критиковать правительство", — утверждал Пашинский.

Однако высказать эти мысли в зале советнику премьера так и не удалось. Под возгласы "Брехня!" Сподаренко настойчиво посоветовал чиновнику покинуть зал, пригрозив вызвать охрану. После такой перебранки представитель Кабмина удалился.

Завершил собрание Александр Баранивский, который до этого не принимал участия в дискуссии. "Случилось то, что случилось", — констатировал министр-социалист. "Мне звонят губернаторы и говорят, что никому этот сахар не нужен. Он так и лежит на складах", — отметил Баранивский и подчеркнул, что уже проинформировал о происходящем Президента, который в целом поддерживает действия МинАПК. Попытка журналистов спровоцировать министра напоминанием о том, что раньше ввоз сырца он и его партия одобряли голосованием в Раде, Баранивского не озадачила. Министр объяснил это своей низкой информированностью о состоянии дел в отрасли в те времена, а также не исключил, что его депутатская карточка могла голосовать за "сырцовые интервенции" и без него, что не редкость в украинском парламенте.