- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
"Служить не личностям, а ценностям" — это жизненный принцип, которого придерживается главный редактор информационной службы ICTV Дмитрий Киселев
Биография
Киселев Дмитрий Константинович
Закончил норвежское отделение филфака ЛГУ.
1978-1989 — журналист Гостелерадио СССР в норвежской, польской редакциях Московского радио, службы Всемирного радио (вещание на английском языке).
С 1989 — комментатор программы "Время", ведущий "Международной панорамы", новостей ТСН, программ "Окно в Европу", "Час Пик".
1991-1992 — сотрудничество с Первым немецким телевидением ARD, крупнейшим немецким частным каналом RTL, японской телекомпанией NHK.
1992-1994 — руководитель регионального бюро "Останкино" (ОРТ) в странах Северной Европы и Бенилюкса.
1995-2001 — автор и ведущий программы "Национальный Интерес" на REN-TV, РТР, ТНТ, ТВЦ. 1999-2000 — автор и ведущий программы "В центре событий" на ТВЦ.
С 2000 — главный редактор информационной службы телеканала ICTV (Украина), автор и ведущий программ "Свобода слова", "Подробно с Дмитрием Киселевым".
Параллельно с 2001 — автор программы "Прямая речь" на радиостанции "Эхо Москвы". С 2002 — колумнист в журнале Round Trip (Украина). С 2003 — автор и ведущий программы "Утренний разговор с Дмитрием Киселевым" на канале "Россия"
Автор документальных фильмов "Сахаров", "100 дней Горбачева",
"100 дней Ельцина", "1/6 часть суши" и других.
— Дмитрий Константинович, как вы считаете, какими качествами и навыками должен обладать менеджер, чтобы представлять интерес на рынке?
— Сегодня очень ценится такое качество, как корпоративность. Менеджер должен быть предан своей компании, связывать с ней свое имя. При этом он должен быть в определенной степени независимым, его мнение должно быть интересно руководству. Человек, который слепо подчиняется, креативному руководству неинтересен. Самостоятельность позиции менеджера в ходе поиска и выработки нового решения, конечно же, укрепляет позиции руководства. Менеджер должен быть частью команды, действовать в интересах компании, но действовать осмысленно. Помимо этого, он должен быть носителем высоких духовных ценностей и "заражать" ими своих подчиненных. А также обладать безусловными лидерскими качествами.
Менеджер должен уметь делать все то, что умеют делать его подчиненные, и в случае необходимости заменить любого из них. Хороший менеджер должен быть для своих подчиненных, как хорошая хозяйка — для прислуги. Если окно вымыто не так, хозяйка должна объяснить, как это делается. И если после этого окна вымыты как следует — значит, это хорошая хозяйка и хорошая прислуга. Если же нет — значит, кто-то из них недостаточно квалифицирован.
— Как в процессе вашей карьеры менялись условия найма на работу, в том числе в связи с произошедшими изменениями в сфере общественных отношений?
— Надо сказать, что условия изменились кардинально. В Советском Союзе существовала, как сейчас говорят, система обратного отбора, когда поощрялись не лучшие качества человека, а значение придавалось неким второстепенным, не имеющим никакого отношения к его профессиональной деятельности. Например, после окончания университета я получил распределение в Агентство печати и новостей. Распределение было персональным — за год до того между мной и АПН было заключено джентльменское соглашение о том, что я выучу исландский язык, а агентство направит меня в корпункт в Исландию. Исландский я выучил сверх программы и сдал этот экзамен госкомиссии. Когда же приехал в АПН, с работой ничего не получилось, поскольку к тому времени я был дважды разведен. Мои штампы в паспорте в то время были расценены как свидетельство моей моральной неустойчивости.
С тех пор времена изменились. Сейчас, конечно, профессиональный уровень ценится, что очень важно, но, к сожалению, принимается во внимание не только он. Как раз та корпоративная лояльность, о которой шла речь, порой трактуется весьма вульгарно, и ее нередко путают с личной преданностью. Конечно, человека, демонстрирующего личную преданность, на работу возьмут. Но если ему, кроме личной преданности, предъявить больше нечего, уважением пользоваться он не будет. Поэтому я всегда призываю своих коллег и подчиненных предъявлять нечто большее, чем личная преданность. Это делает человека свободным. Нужно служить не личностям, а ценностям.
— Как вы считаете: какие условия должны быть оговорены в контракте топ-менеджера, и что бы вы хотели видеть в своем?
— Если говорить об эксклюзивных контрактах, то в них может быть все что угодно — это предмет договоренности двух сторон. Скажем, у главы НТВ Бориса Йордана был контракт с так называемым "золотым парашютом". Это означает, что если работодатель разрывает контракт с менеджером раньше времени, он компенсирует неустойку денежным вознаграждением. Таким образом, менеджер, получая гарантии на будущее, демонстрирует полную корпоративную преданность.
Если говорить о моем контракте, то в нем я вижу все, что хочу видеть. Один из пунктов моего контракта — неразглашение его условий. Но я могу сказать, что все условия моего контракта выполняются неукоснительно. Считаю, нужно всегда договариваться об условиях контракта, и, конечно, нужно знать, с кем договариваться. Мой принцип такой — начальника себе выбирают. Я работаю с тем, с кем хочу работать.
— Как менялись ваши стимулы в процессе карьеры?
— Если говорить о стимулах, то еще в советские времена сформировал для себя принцип: я не могу писать за деньги. Я пишу, если хочу, а деньги придут сами собой. Деньги важны, но они не главный приоритет.
Стимулом как была, так и остается интересная работа, то есть работа, которая развивает. Я должен быть обязательно в информационном и культурном потоке. Должен быть в курсе современных взглядов на жизнь и все ее аспекты. Но в то же время я должен быть носителем этих взглядов, то есть оказывать на них влияние.
— Участвуете ли вы в капитале тех компаний, в которых работаете?
— Я не бизнесмен и никогда не ставил перед собой такую задачу. У меня как-то не сложилось с математикой, а в бизнесе надо считать. Бизнес мне просто неинтересен, хотя кое-какие попытки в этом направлении я предпринимал. У меня были свои небольшие телепроизводящие компании и даже довольно успешные. Но я "поиграл" в это и понял, что мне просто физиологически скучно заниматься бизнесом — и своим, и чужим. Я принял решение больше не иметь дело с этим. Говорят, к занятию бизнесом предрасположен один из десяти. Значит, я — из оставшихся девяти. Потому что официально провозглашенная цель всякого бизнеса — это получение прибыли и ее увеличение, то есть зарабатывание денег. А зарабатывание денег как самоцель мне кажется бессмысленным.
— Ваша роль на канале как главного редактора сети информационного вещания, по сути, сводится к роли исполнительного директора. Вы не вмешиваетесь в финансовый процесс. Как вы считаете, сказывается ли подобное разделение функций на результатах работы и в итоге — на бизнесе?
— В настоящее время я совсем не касаюсь денег редакции и счастлив по этому поводу. Вначале подписывал какие-то бумаги, но сейчас у нас есть продюсер информационного вещания, который этим занимается. К тому же у меня есть заместитель, который "делает" новости. Раньше все это "лежало на мне". Когда я приехал в Украину, моей задачей было сделать качественные новости системы европейских ценностей. Мы справились с этой задачей. Сейчас создан механизм, он работает уже "на автопилоте". Я участвую лишь в концептуальном обсуждении каких-то острых, спорных тем, в планировании особо сложных командировок, время от времени провожу тренинги и участвую в разрешении творческих споров. Таким образом, я не вижу необходимости в совмещении функций.
— Как топ-менеджер вы занимаетесь подбором своей команды. Какую систему оценки вы используете при этом?
— Основные качества, на которые я обращаю внимание при подборе кадров, это уравновешенность, образованность, воспитанность. Человек должен быть культурный, как растение. Предпочтителен соискатель с происхождением из хорошей семьи, поскольку в этом случае можно предположить, что он вобрал в себя культуру многих поколений. Это важно, поскольку телевидение для многих остается калькой, с которой они копируют свою жизнь. Чтобы различить людей, обладающих такими качествами, мне не нужно долго их тестировать. Многое заметно по малейшим нюансам: манере поведения, мимике, жестам. Когда мы набирали команду, кандидатам было предложено написать сочинение на вольную тему, состоящее из четырех предложений. И тут же все становилось понятно.
— Бывают ли случаи, когда ваша позиция, личное мнение идут вразрез с мнением собственника?
— Я достаточно тщательно присматривался к собственникам канала, прежде чем заключить с ними контракт. Вначале был подписан пробный контракт, затем он был продлен. Я заранее побеспокоился о том, чтобы в дальнейшем избежать возможных недоразумений. А противоречия, конечно, есть. Это нормально. Но конфликтов нет — это точно. Моя позиция как ведущего и руководителя заключается в том, чтобы не только доносить до зрителя чье-то мнение. На мне лежит серьезная креативная часть дела. Но существует иерархия, и решение принимает собственник, потому что это его бизнес, и он вкладывает в него свои деньги. Это нужно понимать.
— Каков сегодняшний образ топ-менеджера, в частности, ваш? Чем вы увлекаетесь и для чего находите время?
— У меня хватает времени практически на все. У некоторых это вызывает скепсис по поводу того, когда же я, собственно, работаю. Я считаю, человек должен быть гармоничен. Мой лозунг: "Жизнь больше работы". Это, по сути, бесспорно — жизнь больше чего угодно, но что больше работы — это уж точно. Могу сказать, что в свободное от работы время я не смотрю футбол по телевизору и вообще футбол не смотрю — мне это неинтересно. Предпочитаю более активный отдых. У меня есть лошади, об этом уже все знают. Я езжу верхом, участвую в соревнованиях. Вообще, в разное время занимался разными видами спорта — аквалангом, парашютом, горными лыжами, продолжаю играть в теннис пару раз в неделю. Последнее мое увлечение — мотокросс. Сейчас занимаюсь с тренером два раза в неделю на специальном кроссовом мотоцикле. Хочу научиться профессионально ездить на двух колесах, мне эти пробки надоели, честно говоря.
— От чего зависит успех, приходящий к менеджеру: только от него самого или от совокупности внешних обстоятельств?
— Составляющие успеха, конечно, есть, но прежде всего — это личные качества, дарование и, конечно же, работоспособность. Я уверен, что работа — это то, что поможет человеку преодолеть любые трудности. Мне работа всегда в этом помогала. Я мог терять жен, жилье, деньги, лишаться расположения начальства, но работа — это то, что спасало в любой ситуации. Помню, когда учил исландский язык, меня мучил вопрос, который я задал своему учителю — полиглоту, знающему более сорока языков: "В чем все-таки секрет владения языками?" Он наклонился ко мне и тихо сказал: "Надо больше работать". Секрет в этом.