Социум требует внимания

"Инвестгазета" провела "круглый стол" с представителями крупного бизнеса на тему социальной ответственности. Мнения бизнесменов о роли государства в вопросе регулирования соцсферы разделились, однако все согласились с тем, что оно должно как минимум созда

"Инвестгазета" провела "круглый стол" с представителями крупного бизнеса на тему социальной ответственности. Мнения бизнесменов о роли государства в вопросе регулирования соцсферы разделились, однако все согласились с тем, что оно должно как минимум создавать условия для нормальной деятельности компаний — тогда и в социальном плане все будет в порядке

Условно бизнес можно разделить на две "весовые категории": компании, занимающиеся производством потребительских товаров и услуг, и непосредственно с конечным потребителем не связанные, но стратегически важные для экономики страны. К первым, например, можно отнести кондитерскую или страховую отрасли, ко вторым — угледобывающие и сталелитейные. И если представители тяжелой промышленности, в принципе, имеют выбор, насколько им быть социально активными, поскольку уголь и сталь всегда в цене, то легкая промышленность просто обязана проявлять активность не только во внутренней социальной политике, но и внешней, ведь последняя является важной составляющей имиджа компании.

Именно поэтому, по мнению генерального директора пивоваренной группы "Сармат" Сергея Калинина, социальная ответственность — это не просто обязательства предприятия перед государством по социальным отчислениям в бюджет. Для компании как участника рынка потребительских товаров и услуг внимание к социальной сфере "жизненно необходимо". "Чем лучше живут люди, тем больше товаров они потребляют, — пояснил Сергей Калинин. — И чем скорее общество развивается социально и экономически, тем лучше для нашей отрасли. Поэтому если мы будем поддерживать общество, то наши товары будут потреблять в большем объеме и дороже платить за них. Нам выгодно быть социально активными как внутри компании, так и вне ее".

Народный депутат и почетный президент кондитерской компании "А.В.К." Владимир Авраменко разделяет это мнение. "Мы не можем быть социально неактивными, иначе мы просто обанкротимся!" — говорит он. При этом г-н Авраменко считает, что компании, которые не связаны с товарами народного потребления, действительно могут выбирать степень своей социальной интеграции: "Грубо говоря, любят их работники предприятия и потребители или не любят — все равно металл покупали и будут покупать".

Таким образом, представители пищевой промышленности подтвердили тот факт, что социальная составляющая в стратегии бизнеса является и частью его PR-кампании. Или как иначе объяснить тот факт, что, например, пищевики и страховой сектор гораздо чаще проводят публичные благотворительные акции и выступают спонсорами общественных мероприятий, чем, например, сталевары?

Посильная помощь государства

Представители разных отраслей экономики по-разному видят степень вмешательства государства в социальную жизнь бизнеса. Главы предприятий так называемых потребительских отраслей считают, что государство должно контролировать социальную сферу по минимуму, потому что компании в любом случае заинтересованы в активной социальной позиции. Главное, чтобы им дали возможность спокойно работать. С другой стороны, непотребительский производственный сектор считает, что государство обязано поддерживать стратегически важные для страны отрасли, причем вне зависимости от формы собственности на предприятии — государственной или частной.

Генеральный директор "Сармата" полагает, что государство не должно регулировать социальную ответственность предприятий. Сергей Калинин, ранее работавший исключительно в зарубежных компаниях, хотел бы привнести в украинский бизнес западное видение социальной политики. "Бизнес должен сам себя регулировать, — говорит он. — Вполне логично, что компании прилагают все усилия к тому, чтобы помочь людям обеспечить более высокий, комфортный уровень жизни. Однако и от государства требуется некоторая поддержка".

По его мнению, во-первых, стране необходима политическая стабильность. Вторая проблема, которую следует решить, — это обеспечение неизменности законодательства. "Если правила "переигрывают" ежемесячно или ежеквартально, это приводит к тому, что компании просто не могут вести свою деятельность", — говорит Калинин. Он поделился, что недавнее повышение акциза ударило по отрасли очень сильно, поскольку эластичность спроса по цене пивной категории товаров очень низкая. Это значит, что потребители просто не готовы платить за бутылку на 10-20 коп. больше, чем раньше. В связи с этим г-н Калинин посетовал, что компания потеряла часть дохода, а следовательно, ей будет труднее быть столь же социально активной, как раньше. В качестве третьего условия для социальной деятельности бизнеса он привел необходимость простой и прозрачной налоговой системы, причем единой для всех.

Если пищевая промышленность готова обойтись собственными силами, лишь бы ей дали возможность нормально работать, то горнодобывающая отрасль во многом рассчитывает на помощь государства.

Член наблюдательного совета компании "Павлоградуголь" Александр Чмиренко считает, что сегодня главная задача угледобывающего сектора — сохранить производство и рабочие места, а потому должно быть тесное сотрудничество бизнеса и государства. "Угольная промышленность — это база для экономики страны, поэтому государство не должно бросать отрасль на произвол судьбы", — говорит Чмиренко. Он рассказал, что после того, как предприятие "Павлоградуголь" в прошлом году было приватизировано, государство снизило поддержку до минимума. "Конкурсные условия приватизации были достаточно жесткими как в социальном, так и в инвестиционном плане, но мы успешно выдержали их, — рассказывает он. — И если на тот момент было запланировано 100 млн. грн. государственной поддержки, то сразу после заключения сделки приватизации 90 млн. грн. поддержки было снято. А ведь деньги предусматривались на капитальное строительство".

Александр Чмиренко отметил, что в этом году средства вообще не выделялись, хотя свои предприятия государство по-прежнему поддерживает. По его мнению, если государство хочет иметь гарантированный объем угледобычи в обозримом будущем, то его помощь предприятиям угольной промышленности, вне зависимости от формы собственности, должна сохраниться. "Мы просто не можем позволить себе капитальное строительство, — комментирует он проблему. — И даже если найдем средства на это, будем вынуждены поднять стоимость продукции, а это не в интересах государства. Чтобы сохранять объемы добычи, уровень цен, необходима помощь со стороны властей. Бизнес и государство должны иметь один вектор интересов".

Он также считает, что государство обязано реализовывать социальные программы в тех случаях, когда себестоимость продукции выше цены реализации. То есть выступать "спонсором" тех же зарплат, бонусов и т. п. Предприятие не должно работать себе в убыток, потребитель не должен страдать от повышения цен. А заводы, которые имеют более комфортные условия производства, должны получать поддержку только на переоборудование или капитальное строительство.

Кадровый голод

В стране остро не хватает специалистов самых разных профессий. Генеральный директор строительной компании "ТММ" Николай Толмачев считает, что, вероятно, самая дефицитная профессия на рынке труда — строители. По его словам, среднее профессиональное техническое образование было уничтожено, поэтому на сегодня страна имеет нехватку специалистов в этой сфере. Он рассказал, что компания вынуждена нанимать низкоквалифицированных сотрудников и обучать их за свой счет или искать среди выпускников ВУЗов.

А генеральный директор Северного и Центрального ГОКов Александр Вилкул, говорит, что в последние 10 лет становиться горняком было просто невыгодно, поэтому за это время появился большой кадровый пробел. Он поделился практикой, которую реализуют его предприятия. "На базе ГОКов работают три учебно-курсовых комбината, ежегодно в заведениях обучается порядка 5 тыс. человек, — рассказал он. — Комбинаты имеют лицензии более чем на 100 специальностей. При этом ученики проходят оплачиваемую практику на предприятиях. Кроме того, мы обучаем людей по необходимым специальностям непосредственно на предприятии. А иногда направляем молодежь в ВУЗы. Г-н Вилкул считает, что для улучшения качества образования необходимо повышение уровня жизни профессорско-преподавательского состава, а это напрямую зависит от реализуемой государством политики в сфере образования.

То, что кадровый дефицит усугубляется и теряется престиж шахтерского труда, подтверждает Александр Чмиренко. По его словам, в Павлограде были проведены специальные исследования, которые показали, что учащихся 6-х классов на 40% меньше, чем выпускников 2005 года. Причем 60% шестиклассников — девочки. Таким образом, через пять лет недостаток кадров на предприятии достигнет критической отметки.

Вторая, не менее важная проблема, — это уровень профессиональной подготовки работающих на шахтах. "Мы в последнее время очень много говорим об энергетической безопасности Украины, которая напрямую зависит от качественной и бесперебойной работы шахт. Угольное производство остро нуждается в квалифицированных специалистах — от менеджмента до рабочих забоя. Сегодня мы говорим уже не столько о количестве, сколько о качестве нашего труда. К сожалению, эту проблему также не разрешить без возрождения престижа шахтерских профессий. В силу того, что и "Комсомолец Донбасса", и "Павлоградуголь" предприятия градообразующие, и на шахтах часто работают целыми семьями, создаются шахтерские династии, мы стараемся уделять внимание профессиональной ориентации подрастающего поколения, берем на себя расходы на обучение по профильным специальностям, не жалеем средств на повышение квалификации наших специалистов", — сказал г-н Чмиренко.

Отдельной темой разговора стало медицинское страхование сотрудников. Заместитель председателя правления компании "ИНГО-Украина" Наталья Невядомская считает, что медицинское страхование очень выгодно для сотрудников предприятий. Компании или ее сотруднику не нужно искать учреждение, платить врачам — этим занимается страховая компания. По словам Александра Вилкула, когда Северный и Центральный ГОКи застраховали своих сотрудников, сразу увеличилось количество случаев заболеваемости. "Люди просто пошли по врачам, — говорит он. — Годами они копили болезни и откладывали лечение в долгий ящик. Поэтому я считаю это долгосрочной инвестицией в здоровье наших работников, и мы сознательно шли на то, чтобы предоставить хороший пакет страхования нашим людям".