Совмещая приятное с полезным

Одним из перспективных направлений бизнес-туризма в настоящее время является корпоративный туризм. Многие компании предпочитают, сменив привычную рабочую обстановку, проводить конференции, семинары и тренинги за пределами Украины. Особенно актуальна орган
Мы продолжаем сражаться с оккупантом на информационном фронте, предоставляя исключительно проверенную информацию и аналитику.
Война лишила нас возможности зарабатывать, просим Вашей поддержки.
Поддержать delo.ua

Одним из перспективных направлений бизнес-туризма в настоящее время является корпоративный туризм. Многие компании предпочитают, сменив привычную рабочую обстановку, проводить конференции, семинары и тренинги за пределами Украины. Особенно актуальна организация подобных мероприятий в "теплых краях" в зимний период, когда цены на туры приятно удивляют

Вместо понятия "бизнес-туризм" чаще можно услышать английский термин-аббревиатуру — MICE, который более точно отражает структуру данного вида туризма: Meetings/Incentives/Conferences/Exibitions (деловые встречи/инсентив-туризм/конференции/выставки). Что касается отдельного направления бизнес-туризма, а именно — корпоративного или же конференц-туризма, он представляет собой услуги туристических или специализированных компаний по разработке, подготовке и реализации мероприятий различного формата и содержания. Это могут быть как конференции, семинары, так и тренинги для работников компании. Услуги корпоративного туризма в настоящее время предоставляют многие туроператоры, а также специализированные компании, которые не только организуют конференц-тур, но и по желанию клиента разработают концепцию мероприятия.

Чаще всего к проведению подобных мероприятий за пределами Украины прибегают крупные корпорации, представительства западных компаний, однако тенденцией последнего времени стала практика конференц-туров у представителей среднего бизнеса. "За последнее время количество клиентов, проявляющих интерес к данной услуге, значительно выросло. Если в 2001-2002 гг. деловой туризм был востребован исключительно крупными корпорациями, то сегодня все чаще заказы на этот вид конференц-сервиса поступают от представителей среднего бизнеса", — подытожила Василиса Дребушевская, клиент-сервис директор компании "Инитиа Ивент Менеджемент". Причиной этого является нежелание повысить имидж в глазах партнеров или конкурентов, а, скорее, доступность деловых туров по цене и совмещение работы с отдыхом. К примеру, корпорация "Галактика" ежегодно проводит выездные конференции для своих заказчиков и партнеров, а также для сотрудников компании. "Такие мероприятия помогают укрепить взаимоотношения с клиентами, лучше понять их потребности, а следовательно, развивать наши продукты и услуги в соответствии с потребностями заказчиков. Часто бывает трудно выбрать время для встречи с партнером, даже находясь с ним в одном городе, — слишком много отвлекающих факторов, оперативной работы. Это великолепная возможность не только для проведения серии переговоров, но для общения в неформальной обстановке", — рассказала Людмила Немцева, менеджер департамента PR и рекламы корпорации "Галактика".

Если говорить о стоимости конференц-туров для компаний, то, по словам Сергея Маловичко, директора компании "ИКС-Мегатрейд", организация подобного мероприятия обходится в сумму $50-60 тыс.

Турция — выгодный вариант

Как правило, географический разброс довольно широкий — по желанию клиента туркомпания или компания, специализирующаяся по деловому туризму, может организовать мероприятие в любой точке мира. Однако здесь возникает вопрос срочности. Если клиент обратится за услугой заранее, шансов проведения конференций или семинаров в визовых странах намного больше. Впрочем, многие компании предпочитают проводить конференц-туры в безвизовых странах — Турции, Египте, ОАЭ и т. п. По словам Евгения Ивченко, генерального директора агентства мотивационного туризма All Incentive, Турция входит в пятерку лидеров направлений корпоративного туризма. Как отметила Елена Шаповалова, директор по туризму компании "Пан Укрейн", в Турции можно провести конференцию или семинар на более выгодных условиях, чем в другой стране. "Пакет стоит порядка $400 при условии перелета и размещения в отличном 5-звездочном отеле с системой питания "все включено" на человека. Тем более, из всех возможных для организации конференц-туров стран Турция привлекательна тем, что виза ставится по прилету", — добавила г-жа Шаповалова. Она рассказала, что в текущем году компания впервые сделала ставку на конференц-туризм. В настоящее время из 82% загрузки рейсов компании, 17% припадает на долю конференц-туризма.

С просьбой поделиться опытом проведения корпоративных мероприятий мы обратились в отечественные компании и представительства западных корпораций. Как рассказал Сергей Маловичко ("ИКС-Мегатрейд"), ранее подобные мероприятия компания проводила в Украине. Однако со временем приняли решение организовывать конференции за пределами страны — в теплых краях. Решение о проведении конференции в Турции было связанно с несколькими моментами. "Во-первых, стоимость проведения конференции в Турции получалась такой же, как если бы мы проводили ее в Украине, при этом сервис в Турции выше. Для того чтобы в Украине получить высокий уровень сервиса, необходимо платить необоснованно высокие суммы денег. Во-вторых, участники мероприятия, приглашенные в середине осени, когда в Украине уже было холодно, смогли окунуться в лето. В-третьих, конференция проводилась далеко от работы и дома. В связи с этим люди могут отключиться от будничных проблем и открыться для получения новой информации", — рассказал г-н Маловичко. "Непринужденное общение в благоприятных, комфортных условиях, в не стесненной официозом обстановке является одним из самых ценных способов как поддержания доверительных, дружеских отношений между партнерами/коллегами по индустрии, так и обмена мнениями, опытом, идеями о тех или иных наработках или возможностях в IT-бизнесе", — добавил Александр Лелейко, консультант отдел маркетинга "ИКС-Мегатрейд".

В корпорации "Бизнес-Мастер" решение о проведении конференц-тура за пределами страны приняли в связи с тем, что "Украина уже вся вдоль и поперек объезжена и все уголки ее известны". Конференции проводились во всех больших городах Украины, в Крыму и Карпатах. "Поездка за границу — это всегда новые горизонты, новые места, новые впечатления и новые возможности как с точки зрения качества обслуживания, так и с точки зрения программы мероприятия. Конференц-туры мы проводили в Египте и Турции", — рассказала Наталья Фищенко, руководитель департамента специальных событий корпорации "Бизнес-Мастер". По ее словам, конференц-туризм — это самый удачный вариант проведения подобных мероприятий с точки зрения сочетания работы и отдыха, а также повышения лояльности сотрудников.

В украинском подразделении корпорации Siemens нам рассказали, что ДП "Сименс Украина" не практикует организацию конференций для сотрудников компании или партнеров за пределами Украины. А вот для концерна в мировом масштабе при организации конференций сотрудников другой инициативы просто не существует. "В подобных встречах-конференциях я вижу только плюсы. Во-первых, это личное знакомство с людьми, с которыми тебе ранее приходилось общаться только по электронной почте. Почему-то после таких встреч общаться и решать вопросы становится намного легче. Во-вторых, это обмен опытом работы в других странах, практика языкового общения. В-третьих, это возможность побывать в таких странах, в которые ты вряд ли поедешь сам как турист. К счастью, принимающая сторона, как правило, это региональная компания Siemens в стране, где проходит конференция, не ограничивается бронированием отеля и организацией трансферов, но и организует культурную программу", — говорит Татьяна Чубенко, руководитель отдела маркетинга ДП "Сименс Украина".

В компании Robert Bosch практика проведения международных мероприятий широко распространена и является политикой компании. Как правило, конференции либо workshop-ы проводятся центральным офисом в Германии и Австрии. "Плюсы подобных мероприятий очевидны — укрепляется корпоративный дух сотрудников, они лучше понимают и принимают ценности компании. Помимо этого важен международный опыт, которым делятся представители различных стран во время встреч. Естественно, что достигаются и прямые цели — обучение сотрудников конкретным навыкам и новым технологиям", — отметила Оксана Войнич, директор по связям с общественностью и корпоративным коммуникациям "Robert Bosch Восточная Европа".

Как правило, требования к условиям проживания и проведения конференций/семинаров у многих компаний одинаковые: гостиница 4-5 звезд, максимум сервиса, размещение всех сотрудников в одной гостинице и удобное месторасположение в зависимости от программы мероприятия. Относительно технического оснащения, то, по словам Евгения Ивченко (All Incentive), набор требуемых технических средств стандартен — проектор, экран, оборудование для синхронного перевода. "Экзотикой считается пока видеоконференция или трехмерный проектор (голографический), но техника развивается и становится все более доступной", — отметил г-н Ивченко.

В сегодняшней структуре мирового бизнес-туризма превалируют индивидуальные деловые поездки (70,8%), примерно равные доли оставшихся процентов приходятся на поездки для участия в конференциях и семинарах (12,6%) и посещение выставок (10,9%). По 3% составляют конгрессные туры и инсентив-туризм

В конце января группа украинских журналистов во главе с организаторами тура — туристическим оператором "Пан Укрейн", Ассоциацией журналистов и туристическим пресс-клубом Украины отправилась в Турцию, дабы на собственном опыте ознакомиться с актуальным на сегодняшний день направлением — конференц-туризмом. Несмотря на теоретически несовместимое, даже каламбурное название, на практике мы смогли убедиться, что работу и отдых можно органично совмещать. Во-первых, погода в Турции (+10-15оС) намного больше располагала к усвоению информации, нежели в период крещенских морозов в Украине. Во-вторых, окунуться в атмосферу доброжелательного отношения и высокого уровня сервиса в 5-звездочных гостиницах с системой питания ultra all inclusive после напряженных рабочих дней было довольно приятно и полезно. Нам удалось посетить гостиницы такого уровня — Sungate Port Royal и отели сети RIVA. Чесно признаюсь, вряд ли в гостиницах Киева можно найти такие огромные конференц-залы для проведения корпоративных мероприятий, которые рассчитаны на пятьсот, а порой больше тысячи человек, и которые оборудованы по последнему слову hi-tech. Как рассказали во время пресс-конференции представители министерства туризма Турецкой Республики, в настоящее время Турция сделала ставку на корпоративный туризм, а губернатор Анталии Аладин Йюксель во время встречи с украинскими журналистами поведал о том, что за один раз город может принять до 46 тыс. конгрессменов, причем предоставить всем сервис на мировом уровне.

Теплые дни в полурабочей-полурасслабленной обстановке пролетели быстро, оставив в памяти след о том, что приятное с полезным время от времени очень важно совмещать.

Стоимость конференц-тура зависит от следующих факторов:

- Количество человек, направляющихся в деловую поездку

- Период поездки (в не-сезон цены существенно ниже)

- Страна пребывания

- Условия проживания

- Вид и класс транспорта

- Услуги гида или переводчика внутри страны и др.

Мнения

Юрий Кагарлицкий, директор департамента поддержки бизнеса ООО "ТНК-ВР Украина":

Летом прошлого года мы проводили выездное заседание для топ-менеджеров компании в Турции. До этого мы собирались провести мероприятие в Крыму или Киеве. Однако с точки зрения совмещения работы и отдыха Турция — более выгодный вариант. Останавливались в отеле Sungate Port Royal (Анталия), где были широко представлены возможности не только для отдыха, но и проведения различных конференций. Наши требования к отелю были удовлетворены.

Но, как показала практика, учитывая плотный график, люди не успели насладиться всеми преимуществами комплекса: программа была очень динамичной и насыщенной. Хотя были и минусы, а именно, достаточно ограниченные возможности по проведению специальных мероприятий. Например, индивидуальных концертных или ресторанных программ. В Турции лучше сервис, нежели в Украине. Однако для организации индивидуальных мероприятий нам пришлось приглашать наших артистов, завозить оборудование из Украины и задействовать своих подрядчиков. Те предложения, которые существовали в этих аспектах, по своему качеству не могли нас удовлетворить. Удивительно, но было сложно подобрать местных артистов, которые бы выступили на должном профессиональном уровне.

Но в дальнейшем мы намерены проводить мероприятия в Турции. Как показал опрос, все остались довольны: программой, ее наполнением, сервисным обслуживанием, наконец, видами и температурой воды в море.

Владимир Болотников, маркетинг-менеджер отдела IT-компании "Самсунг Электроникс Украина":

За последние три года мероприятия для наших партнеров проводились на Канарских островах, в Корее, Китае-Гонконге, Норвегии, на Кипре, в Бразилии и т. д.

Хотелось бы отметить, что организатором, идеологом и управляющим тура должна выступать компания, а не туристическое агентство, поскольку речь идет о партнерах, которые персонально известны нам, а не туроператору. Естественно туристическое агентство привлекается (его роль очень важна) в качестве опытного гида для организации "travel, accommodation & whеre to find". Если говорить о неудобствах — это дальний перелет, а также разница во времени. И хотя по окончанию конференц-тура все устают, но все же остаются довольными. В будущем хотелось бы побольше новых (по-настоящему) интересных мест, а все, что нужно изменить или добавить, мы сделаем самостоятельно, у нас это постоянный процесс.