Спасение утопающих

По данным Министерства здравоохранения Украины, ежегодная потребность отрасли в финансах составляет свыше 20 млрд. грн. В 2004 году на охрану здоровья было выделено 8 877,4 млн. грн. Это всего 44% от необходимого объема средств. Поэтому МОЗ вынуждено пров

По данным Министерства здравоохранения Украины, ежегодная потребность отрасли в финансах составляет свыше 20 млрд. грн. В 2004 году на охрану здоровья было выделено 8 877,4 млн. грн. Это всего 44% от необходимого объема средств. Поэтому МОЗ вынуждено проводить целевые программы, призванные концентрировать определенные ресурсы на решении наиболее острых проблем украинского здравоохранения. Хотя и в их реализации попадается немало подводных камней

Все годы независимости государство упорно продолжало верить в приобретенный иммунитет украинского народа. Вплоть до 2003 года государственное финансирование отрасли не составляло и 50% от реальных потребностей. Более того — медикам редко удавалось получить даже половину от этой "половины". В нынешнем году бюджет сферы здравоохранения достиг рекордной по отечественным меркам отметки — 8,8 млрд. грн. Впрочем, и эта сумма не способна обеспечить нормальный уровень охраны здоровья в стране.
Вместе с тем проблемы здравоохранения, требующие безотлагательного решения, существуют независимо от суммы бюджетных средств, предусмотренных на их решение. Это и проведение иммунопрофилактики населения, и борьба с туберкулезом, и профилактика СПИДа, и ряд других. Один из способов решения этих проблем — проведение национальных бюджетных целевых программ, которых на сегодняшний день действует более двадцати.
Пользу от национальных программ, реализуемых Минздравом, переоценить сложно. К примеру, по данным министерства, благодаря программе по борьбе с туберкулезом все больные этим опасным заболеванием обеспечены необходимыми медикаментами. В результате реализации программы "Дети Украины" снизилась детская смертность до 10,5 детей на 1000 новорожденных. Для сравнения: в 1997 году, по статистике Минздрава, показатель смертности среди новорожденных составлял 14,0 детей.
Другая сторона эффективности национальных бюджетных программ — это стимулирование работы фармацевтических компаний — как украинских производителей лекарственных средств и оборудования, так и импортеров. Компания, выигравшая тендер на закупку лекарственных препаратов или оборудования в рамках той или иной бюджетной целевой программы, получает заказ в объеме 30 — 50% от своего годового товарооборота по конкретному препарату.
Особенно привлекательны национальные программы для предприятий, специализирующихся на продаже иммунобиологических препаратов, потому что в Украине проекты по вакцинации реализуются государством по утвержденному плану. А право поставки вакцин фармацевтическая компания получает в результате государственного тендера.

Тендерные неувязки

Главная проблема устраиваемых Минздравом тендеров по закупке лекарственных препаратов или оборудования — это объективность решения тендерной комиссии и прозрачность процедуры их проведения. Министерство охраны здоровья неоднократно попадало под пристальное внимание правоохранительных и фискальных органов по поводу корректности использования бюджетных средств. Так, по оценкам Счетной палаты, ежегодно государственный и местные бюджеты теряют 30 — 40 млн. грн., выделяемых на здравоохранение, из-за различных финансовых нарушений. В первую очередь это касается реализации общегосударственных программ. К примеру, ревизорами были обнаружены серьезные нарушения в ходе реализации национальной программы иммунопрофилактики населения, в результате чего без вакцинации оставалось около 700 тыс. детей ежегодно.
С другой стороны, профильное министерство нередко попадает в ситуации, когда иного выхода для получения средств под программу, кроме как "обхода" принципа свободной конкуренции на тендере, попросту нет. Особенно это касается случаев, когда под целевую программу выделяются не бюджетные средства, а гранты международных организаций. Как правило, они не забывают порекомендовать, как эти деньги потратить.
Яркий тому пример — резонансная история с проведением тендера по программе профилактики и борьбы со СПИДом. Программа финансировалась Глобальным фондом по борьбе со СПИДом в объеме $5 млн. По результатам тендера необходимый объем препаратов можно было закупить на сумму $3,5 млн. Тендерный комитет не просто уложился в предоставленный бюджет, но еще и сэкономил $1,5 млн. Однако Глобальный фонд, тем не менее, остался неудовлетворен результатами тендера. Представитель фонда в Украине — компания PricewaterhouseCoopers, к сожалению, отказалась прокомментировать данную ситуацию. К тому же официальной причины прекращения финансирования программы названо не было. По неофициальной информации, причина недовольства бывших спонсоров программы по борьбе со СПИДом заключалась в том, что победителем в тендере стала "не та" компания.
Кроме того, тендерная комиссия постоянно сталкивается с дилеммой: купить лекарства или оборудование последнего поколения и таким образом помочь лишь ограниченному количеству пациентов или приобрести "что-то подешевле", но в большем количестве. В спорных ситуациях тендерная комиссия руководствуется заключением экспертов относительно целесообразности тех или иных закупок. Но, как правило, фактор цены оказывается решающим. Владимир Загородний, заместитель министра здравоохранения Украины, отмечает, что "принимая решение о закупке того или иного препарата, мы должны быть уверены в том, что если купили дороже, то сможем помочь всем нуждающимся и лечение будет эффективным". Поэтому, судя по всему, проблема применения устаревших препаратов большинством отечественных медицинских учреждений, находящихся на государственном обеспечении, еще долгое время будет актуальной.
О необходимости пересмотра подходов к целевым программам говорят уже давно. Понимают это и в профильном министерстве. Сейчас в Минздраве разрабатывается проект об адресной помощи определенным категориям населения. К примеру, больным сахарным диабетом. Новый подход подразумевает, что вместо централизованных закупок лекарственных препаратов больному будет выделяться некоторая сумма средств, которую он сможет потратить на приобретение лекарств. В таком случае удастся решить как минимум две проблемы. Во-первых, получатели помощи будут иметь возможность самостоятельно делать выбор лекарственного средства. В том числе и определять, каким препаратом лечиться — дешевым отечественным или более дорогим, но эффективным импортным. А кроме этого, в значительной мере уменьшится вероятность финансовых злоупотреблений.
Впрочем, распространять подобный метод на все целевые программы в Минздраве не собираются. Как минимум, по причине того, что предоставление больному медикаментозной помощи дает гарантию ее целевого использования, в отличие от денежной компенсации. Поэтому такие задачи, как, к примеру, иммунопрофилактика, и дальше будут решаться централизованно, на министерском уровне.

Комментарии
Владимир Загородний
, заместитель министра здравоохранения Украины, председатель постоянного тендерного комитета Министерства здравоохранения Украины:

— Процедура проведения тендеров достаточно прозрачна, и решения тендерного комитета вполне объективны. В 2003 году мы проводили тендер на закупку иммунобиологических препаратов и пригласили журналистов, которые могли увидеть процесс анализа и оценки тендерных предложений компаний-участников. Кроме этого, сама процедура тендера предусматривает привлечение экспертов.
Тендерная комиссия состоит из более чем десяти представителей Министерства экономики, народных депутатов и полностью исключает возможность заинтересованных лиц лоббировать чьи-то интересы. Можно договориться, допустим, с тремя или пятью людьми, но не с двенадцатью членами тендерного комитета. Безусловно, иногда некоторые фармацевтические компании остаются недовольны результатами тендеров. Но нужно учитывать, что тендерный комитет существует не для того, чтобы обеспечить определенный объем закупки товара "нужной" фирме, а чтобы эффективно решить ту или иную проблему здравоохранения.

Кирилл Черкашин, директор по развитию госпитальных и тендерных препаратов компании "ГлаксоСмитКляйн Украина":

— Наша компания принимала участие в тендерах по трем программам: "Онкология", национальная программа иммунопрофилактики населения и программа профилактики и лечения СПИДа. Участие в данных программах обусловлено нашим товарным перечнем — одним из приоритетных направлений работы компании "ГлаксоСмитКляйн" является разработка новых вакцин. Отмечу, что критерии оценки предложений участников тендеров вполне объективны: регистрация препарата на территории Украины, наличие опыта его применения. Также оценивается качество, стоимость препаратов, условия и сроки поставки. Однако во многом определяющий критерий оценки тендерного предложения компании — это цена предлагаемых препаратов. К примеру, сейчас во многих странах применяются комбинированные вакцины, предназначенные для комплексной профилактики сразу нескольких заболеваний. Они отличаются меньшим уровнем реактогенности, их использование более экономично по сравнению с традиционными моновакцинами. Понятно, что комбинированные вакцины стоят дороже, и не всегда государство имеет возможность их закупить. Поэтому у компаний, предлагающих дорогостоящие лекарства или медицинское оборудование последнего поколения, не так уж и много шансов победить в тендерах по национальным программам МЗО.