Спрос рождает предложение

На днях мне позвонил один старый знакомый из Винницы, занимающийся вполне традиционным для города бизнесом — перегоном машин из-за рубежа. Он пожаловался на специфическую проблему: — Слушай, ты как журналист мне объясни, что за беспредел в таможне сейчас

На днях мне позвонил один старый знакомый из Винницы, занимающийся вполне традиционным для города бизнесом — перегоном машин из-за рубежа. Он пожаловался на специфическую проблему:

— Слушай, ты как журналист мне объясни, что за беспредел в таможне сейчас творится. Могу "попасть" на очень большие деньги. Люди заказали машину, дали задаток, а я задержался в Германии и теперь не могу быстро растаможить.

— Так, а в чем проблема? У тебя ведь там хорошие связи…

— О том и речь, что "связи" брать деньги и решать вопрос отказываются. Говорят, непонятные теперь времена. Что делать — не знаю. Ведь официально, через кассу — в три раза дольше и в два раза дороже.

Под конец разговора товарищ вообще разошелся и заявил, что даром ездил два раза в Киев на митинги, раз новая власть не дает нормально работать и зарабатывать. Я как мог успокоил земляка, сообщил, что сейчас таможня у всех на слуху, начальника вот-вот снимут, хотя его спикер Литвин поддерживает, поэтому наверное и дали распоряжение по областям "откаты" не брать. А через пару месяцев наверняка все успокоится и пойдет по-старому.

Частично успокоенный моими доводами товарищ попрощался, а я в очередной раз задумался о смысле явления, о котором у нас в последнее время говорится и пишется очень много — коррупции. За нее нас постоянно критикуют и боятся иностранцы. На одном из экономических форумов в Давосе Украину даже обозвали "непревзойденным специалистом по взяточничеству, коррупции и неуплате налогов". Из-за нее по большому счету два месяца назад произошла "оранжевая революция" и в стране поменялась власть. Новая пообещала не воровать и всеми силами избавляться от коррупционеров. Получится? Верится в это с трудом. По крайней мере, по нескольким причинам.

Первая состоит в пресловутом человеческом факторе. Повод засомневаться в многочисленных заявлениях Президента Виктора Ющенко о "людях, которые не будут воровать" появился уже на прошлой неделе. Например, новая власть до сих пор не поменяла первых лиц ведомств, которые принято считать образцом отечественной коррупции — таможенной службы и Генпрокуратуры. Достаточно часто в прессе появляется информация о многих служителях "старого режима", запятнавших себя в коррупции, которые уже присмотрели для себя место при новом режиме.

Личные интересы дали о себе знать и в правительстве "народного доверия". Речь идет о нашумевшей истории с министром юстиции Романом Зварычем, неожиданно выступившим против правительственного решения о реэкспорте нефти, его женой-бизнесменом, якобы имеющей проблемы с этим самым реэкспортом, нардепом-миллионером Игорем Еремеевым, пообещавшим эти проблемы решить, и премьер-министром Тимошенко, которая предпочитает неприятный конфуз вообще не комментировать.

Вторая проблема — политическая и правовая среда, которая превращает принципиального революционера в жадного коррупционера, а рядового гражданина в потенциального подносителя взятки. За четырнадцать лет независимости в Украине наплодилось огромное число документов и ведомств, которые контролируют их исполнение. Эта несовершенная и запутанная бюрократическая система — идеальная среда для процветания коррупции. Для того чтобы с ней разобраться, не хватит даже десяти вице-премьеров по административной реформе и трех созывов Верховной Рады.

Третья проблема — ментальная. И разговор с моим товарищем, приведенный выше, — лучшее тому подтверждение. У нас не только привыкли брать взятки, но и их давать. Это касается и студента, которому просто не хочется сдавать сессию другим путем, и бизнесмена, уже давно смирившегося с мыслью, что быстрее и дешевле отнести "откат" чиновнику, чем работать по-честному. По данным социологических исследований, 87% украинцев хоть раз в жизни приходилось давать взятку. С одной стороны, 40 млн. наших сограждан — это жертвы коррупции. С другой — они являются потенциальными потребителями огромного рынка коррупционных услуг, объемы которого в Украине, по мнению экспертов, достигают уровня государственного бюджета. А там где есть спрос, всегда найдется предложение — таков главный закон бизнеса.

Коррупция глазами бизнеса*

Работникам каких ведомств Вы даете взятки в своей повседневной работе?

Налоговая служба — 54%

Пожарная служба — 27%

Органы Министерства здравоохранения — 35%

МВД (милиция) — 29%

Органы приватизации и аренды имущества — 19%

Органы защиты прав потребителей — 10%

Органы Министерства образования — 28%

Органы местного самоуправления — 21%

Органы по вопросам землепользования — 17%

Органы энергосбережения и энергонадзора — 13,5%

Органы надзора за охраной работы — 10%

Санэпидемслужбы — 24%

Пенсионный фонд — 15,5%

Фонд социального страхования на случай безработицы — 4,5%

Таможня — 14%

В каком виде чаще всего требуются взятки?

Уплата платежей и благотворительных взносов на указанные счета — 40%

Подписки на определенные периодические издания и обучение — 40%

Предоставление товаров и услуг — 40%

Деньги — 67%

Сталкиваетесь ли Вы в своей жизни с фактами коррупции?

Да — 87 %

Нет — 5 %

Трудно ответить — 8 %

Каковы средние размеры взяток, которые Вам приходилось давать?

До 500 грн. — 40%

До 1000 грн. — 31%

Свыше 1000 грн. — 29%

*По результатам исследования аналитического центра "Академия", проводимого в апреле 2004 года