Среди клиентов Интерконтинентбанка налоговые органы нашли фиктивные компании

Налоговые органы объявили о том, что выявлен незаконный конвертационный центр, действовавший при АКБ "Интерконтинентбанк"

Налоговые органы объявили о том, что выявлен незаконный конвертационный центр, действовавший при АКБ "Интерконтинентбанк"

ВХОДЕ налоговой проверки банка было выявлено, что девять клиентов (юридиче­ских лиц) были зарегистрирова­ны на подставных лиц. Компании регистрировались по утерянным паспортам, а также по паспортам лиц, находящихся в местах ли­шения свободы.

На сегодняшний день забло­кировано 14,9 млн.грн. на счетах девяти фиктивных фирм, кото­рые перечисляли через этот банк средства на счета коммерческих фирм в банках России, Эстонии и Латвии. По словам заместите­ля председателя Государствен­ной налоговой администрации Украины Анатолия Брезвина, в 2000 году через Интерконтинетбанк было незаконно кон­вертировано 2 млрд. грн. По со­бранным налоговиками материа­лам возбуждено уголовное дело. Факт причастности к осуществ­лению незаконных операций должностных лиц Интерконти­нентбанка пока не установлен.

Как утверждают в ГНАУ, 98% поступлений на лоро-счета при­балтийских банков идут со сче­тов фиктивных фирм. Подавляю­щее большинство подобных опе­раций проходит без уплаты НДС в бюджет. Предприятие-контр­агент, работая по схеме: дейст­вующая фирма — фиктивная фирма — лоро-счет, не уплатив НДС, теряет не 20%, а лишь 4-5% стоимости товара, куда входит официальная оплата банковско­го перевода, оплата услуг конвертационного центра и оплата "теневых" услуг банка.

В первом полугодии 2000 го­да объемы перечислений средств на лоро-счета от украин­ских предприятий, которые не платят НДС, увеличились в 4-5 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Если учесть, что за весь 1999 год че­рез лоро-счета только в страны Балтии ушло $1,6 млрд., то на сегодняшний день речь уже идет об уходе $4 млрд. И это только в страны Балтии и только за шесть месяцев. В первом полугодии те­кущего года налоговые органы приостановили деятельность 2 625-ти фиктивных предприя­тий. При этом налоговики при­знают, что возможности в плане борьбы с подобными схемами вывоза денег из Украины весьма ограничены. Можно подать в парламент и Нацбанк проекты соответствующих документов, которые ужесточат и без того не­слабый контроль за движением денег и действиями фирм. Мож­но увеличить количество налого­вых проверок. Можно посадить в каждом отделе интересующего банка информатора, который бу­дет отслеживать ситуацию. Мож­но призадуматься о том, что пя­тикратное увеличение объемов формально утекающих из страны денег — вполне резонный повод изменить ту же величину НДС, для избежания которого и созда­ются фиктивные компании.

Очевидно, что ужесточение репрессивно-контрольных мер по отношению к работающим с лоро-счетами компаниям и бан­кам внесет дополнительное напряжение в деятельность тех же легальных экспортеров.

На сегодня ГНАУ предлагает довольно мягкий вариант ужес­точения контроля. Речь идет об изменениях в законодательстве, касающихся незаконной легали­зации средств. Предлагается по­становлением НБУ или же сов­местным постановлением НБУ, ГНАУ и таможенных органов (что более вероятно) ввести порядок, при котором оплата в иностран­ной валюте будет разрешена ис­ключительно в аккредитивной форме с открытием аккредитива только после пересечения гра­ницы контрактного товара. Поло­жительные моменты данного пу­ти разрешения проблемы: такой способ не должен ограничить внешнеэкономическую деятель­ность нефиктивных предприятий; введение такого порядка не потребует значительных измене­ний законодательных норм. От­рицательный момент заключает­ся в том, что введение аккреди­тивной формы оплаты не решит проблемы роста количества фик­тивных фирм. Острый момент: при таком способе возрастает ответственность банков, и ответ на вопрос о причастности к осу­ществлению незаконных опера­ций должностных лиц банка бу­дет только положительным.

В 1997 году ГНАУ было выяв­лено 1650 фирм с признаками фиктивности, в 1998 году — 2 680, в 1999-м — 4 169. По оце­ночным подсчетам, в 1999 году от незаконной деятельности фиктивных структур государство недополучило НДС на сумму 3,9 млрд.грн.