США — Россия: прощай сверхдержава

Отношения России и США начали портиться в разгар кампании НАТО на Балканах. Уже тогда России давали понять, что ее перестали считать сверхдержавой и относиться к ней впредь будут соответственно. Что и подтвердил мартовский шпионский скандал, который стал

Отношения России и США начали портиться в разгар кампании НАТО на Балканах. Уже тогда России давали понять, что ее перестали считать сверхдержавой и относиться к ней впредь будут соответственно. Что и подтвердил мартовский шпионский скандал, который стал самым крупным российско-американским политическим инцидентом со времен "холодной войны"

ВЫСЫЛКА нескольких десят­ков российских дипломатов напомнила аналитикам так называемую "войну посольств" середины 80-х годов, когда в ответ на выдворения советских дипло­матов из Вашингтона и Лондона Москва отвечала адекватными ме­рами.

Подобные параллели приво­дят к выводу, что за каждым меж­дународным скандалом, который может показаться "шпионским", на самом деле могут стоять поли­тические причины.

Многие говорят, что нынешняя высылка напрямую связана с де­лом Роберта Ханссена, высокопо­ставленного сотрудника ФБР, аре­стованного в феврале по обвине­ниям в шпионаже в пользу Москвы.

Однако вряд ли можно пред­положить, что ФБР неожиданно узнало о том, что в США работают российские шпионы, сообщило в Белый Дом, и что президент Буш возмутился и приказал всех вы­слать. Тем более, когда речь идет почти о 50 сотрудниках.

Личности иностранных развед­чиков, работающих под легальны­ми "крышами", например, под при­крытием дипломатических или кор­респондентских должностей — как правило, хорошо известны.

Вычисляются они по несколь­ким признакам: по рабочему гра­фику (шпионы после официальной работы часто едут не домой и да­же не в библиотеку), по одометру автомобилей (у оперработников километраж значительно больше), по поведению на дипломатичес­ких приемах (шпионы более актив­ны чем их "чистые" коллеги в заве­дении контактов) и т.п.

Зачастую о прибытии развед­чика местная контрразведка узна­ет заранее, поскольку, как прави­ло, разведслужбы используют од­ни и те же должности прикрытия в течение многих лет.

А в начале 90-х годов, в эпоху "раннего Ельцина" и политическо­го романтизма с российской сто­роны, резидент Службы внешней разведки РФ в Вашингтоне был официально представлен амери­канским властям как резидент Службы внешней разведки РФ в Вашингтоне.

Существует несколько спосо­бов дать понять шпионам, что они действуют слишком нагло, и вы­сылка десятков дипломатов, объ­явление шестерых российских представителей персонами нон грата — это, пожалуй, наиболее грубый из них.

Видимо, администрация Буша намеревалась таким жестом сде­лать весьма прозрачное политиче­ское заявление. В Москве его вос­приняли как желание поставить Россию на место. Уверенности в этом МИДу придает и общий же­сткий тон, взятый в последнее вре­мя американскими дипломатами.

Министр обороны США До­нальд Рамсфельд обвинил Россию в передаче оружия и технологий государствам-изгоям. Речь шла о решении российского президен­та Владимира Путина возобновить торговлю оружием с Ираном и по­мочь Тегерану в строительстве атомной электростанции. А замес­титель Рамсфельда Пол Вольвовиц заявил: "Москва готова про­дать за деньги буквально все".

В ответ Министерство иност­ранных дел России назвало реше­ние американского Госдепарта­мента принять в США делегацию самопровозглашенной Ичкерии "откровенно недружественным ак­том". Такой лексикон поневоле за­ставляет вспомнить о временах хо­лодной войны. Представители ^Москвы уже говорят о том, что вы­сылка дипломатов из США — это первое проявление реакции в рос­сийско-американских отношениях.

Впрочем, высылку дипломатов нельзя считать символом того, что волна взаимных обвинений уже очень скоро спала. Американский президент вскоре после инциден­та заявил о том, что сам принял решение о высылке российских дипломатов: "Мне представили факты. Я принял решение, кото­рое считаю правильным". И в то же время Буш выразил уверен­ность в том, что российско-амери­канские отношения не пострада­ют, несмотря на решение о высыл­ке нескольких десятков россий­ских дипломатов. Выдворив из России такое же количество представителей американского дипло­матического корпуса, Москва так­же посчитала инцидент исчерпан­ным. Возможно, именно поэтому пресс-секретарь президента Рос­сии Сергей Ястржембский заявил, отвечая на вопрос Би-Би-Си, что не считает термин "ухудшение" подходящим для российско-аме­риканских отношений. "Я бы не стал говорить об ухудшении рос­сийско-американских отношений. Есть некая череда негативных сиг­налов на данный момент, после появления в Вашингтоне новой администрации. Но на этом фоне мы регистрируем и позитивные сигналы. Мы видим и вполне пози­тивные заявления со стороны гос­секретаря США, поэтому я бы пока к такому выводу не стал бы прибе­гать и торопиться".

Но все же президент Буш, в от­личие от своего предшественника, вряд ли будет прощать России все. Тому доказательством — его веренность в необходимости продолжить создание системы ПРО. Вашингтон, видимо, таким образом дает понять: Россия уже не является сверхдержавой, и ее властям необходимо с этим сми­риться. Изменится ли позиция Ва­шингтона? Наверняка говорить об этом сложно. Особенно, если вспомнить, что Москва до сих пор может потягаться с Вашингтоном по количеству ядерного оружия.