ССП для Украины: четыре перспективы

В предыдущей публикации основное внимание акцентировалось на значении и базовых концепциях ССП для бизнеса (см. статью в №38 (515). В продолжении статьи — описание перспектив карты ССП и эффектах ее применения

В предыдущей публикации основное внимание акцентировалось на значении и базовых концепциях ССП для бизнеса (см. статью в №38 (515). В продолжении статьи — описание перспектив карты ССП и эффектах ее применения

Карта ССП состоит из четырех перспектив (классический вариант, но в практике компании "Инталев" были случаи, когда количество перспектив было другим).

Первая перспектива — "Финансы", на ней мы отображаем финансовые цели компании. Эти цели зависят от намерения собственников, стадии развития компании, состояния отрасли и экономики и т. д.

Далее мы задаем себе вопрос: а откуда компания получит финансовые результаты, за счет каких групп клиентов, продажи каких групп товаров и услуг? Для отражения рыночной стратегии служит следующая перспектива — "Клиенты".

Причинно-следственная связь определяется вопросом: а как мы должны работать, чтобы обеспечить в нужном количестве и качестве наши товары и услуги для целевых групп клиентов? Соответствующие цели отражаются на перспективе "Внутренние процессы".

И последняя перспектива "Обучение/развитие" позволяет отразить цели, касающиеся сотрудников и инфраструктуры. Для лучшего понимания приведем карту для компании, которая оказывает спортивные услуги и которая построила стратегию на эксклюзивности и качестве услуг. Тогда в качестве финансовой цели у нас будет прибыль. Прибыль компания получит только в том случае, если платежеспособные клиенты будут удовлетворены качеством услуг и дополнительным сервисом (в таком случае они сами постоянно будут пользоваться услугами, а также рекомендовать эти услуги знакомым, партнерам по бизнесу и т. д.). Предположим также, что удовлетворенность клиентов зависит от качества оборудования и уровня сервиса. А уровень сервиса зависит от того, какой персонал мы наймем на работу, как будем его обучать и как мотивировать.

Каких же эффектов достигает компания благодаря применению ССП?

Первый эффект — это визуализация стратегии компании и донесение ее до всех уровней исполнения, подразделений, сотрудников (путем проецирования карты на оргструктуру). Таким образом достигается эффект "строительства храма" (из притчи, когда трех каменщиков спросили, что они делают, и получили ответы: "таскаю камни", "кладу стену" и "мы строим храм"). В средних и крупных организациях достичь эффекта строительства храма, т. е. понимания и разделения сотрудниками целей компании, очень важно. Это позволяет сонаправить векторы развития сотрудников и компании, усилить синергетический эффект.

Второй эффект — это концентрация компании на тех факторах и процессах, которые ведут к достижению стратегических целей. Ресурсы всегда ограничены, поэтому концентрация очень важна, она позволяет достичь максимальной эффективности.

Третий эффект — это преодоление тенденции современного менеджмента в ориентации на тактические цели в ущерб стратегическим, ведь большинство систем мотивации менеджеров ориентированы на квартальные и годовые (т. е. краткосрочные, тактические) результаты. ССП же концентрирует компанию на стратегических целях (и приводит тактические планы в соответствие со стратегическими).

Эффекты, которые мы рассмотрим далее, больше актуальны для украинских и российских компаний (в силу разной культуры менеджмента у нас и на Западе).

Четвертый эффект — развеивает иллюзии топ-менеджеров про стратегию и заставляет таки разработать полноценную конкурентную стратегию компании. ССП — не инструмент для разработки стратегии, но попытка нанести на карту "кривую" стратегии покажет нам ее "во всей красе" и подтолкнет менеджеров к разработке миссии, дерева целей и стратегии.

Пятый эффект — задает цели для построения таких подсистем управления, как бюджетное, процессное, управление персоналом, маркетинг, брендинг, CRM и т. д.

В частности из перспективы "Внутренние процессы" мы определим ключевые бизнес-процессы (которые необходимо описать, оптимизировать и автоматизировать в первую очередь).

Шестой эффект — ССП обращает внимание топ-менеджеров на такие определяющие успех факторы, как сотрудники, идеология, корпоративная культура. Большинство же украинских менеджеров склонны рассматривать предприятие как механистическую систему и увлекаются соответствующими методами управления, такими как оргпроектирование, должностные инструкции и т. д., которые тоже важны, но имеют свои ограничения по эффективности, являются больше тактическими инструментами.

ССП является мощным инструментом реализации стратегических планов, интегрирующим и задающим цели для других подсистем управления. Низкий же уровень практической реализации ССП как системы управления в Украине обусловлен тем, что у нас просто еще не сложилась необходимая культура производственных отношений и наблюдается недостаточное понимание потенциала данной технологии. Но для украинского бизнеса это чрезвычайно прогрессивная и эффективная система, и чем дальше, тем данный инструментарий будет все более актуальным для Украины.

директор ООО "Инталев-Украина"

Борис СТАРИНСКИЙ