Ставка на "изюминку"

Рынок хлеба становится все более привлекательным для операторов. Он вырастет в этом году на 20% в денежном выражении за счет того, что производители стремительно увеличивают долю элитных сортов этого продукта "первой необходимости" в структуре своего прои

Рынок хлеба становится все более привлекательным для операторов. Он вырастет в этом году на 20% в денежном выражении за счет того, что производители стремительно увеличивают долю элитных сортов этого продукта "первой необходимости" в структуре своего производства

Доля элитных сортов хлеба в объеме производства хлебобулочных изделий в Украине растет. По оценкам участников рынка, с 2001 по 2005 год объем выпечки дорогих сортов увеличился в три раза. Тенденция роста объемов, равно как и спроса, усиливается. По мнению специалистов "Универсальной инвестиционной группы", рынок хлеба и хлебобулочных изделий в этом году возрастет не менее чем на 20% в денежном эквиваленте по сравнению с прошлым годом — до $885-895 млн.

Одной из основных причин такого роста аналитики видят переориентацию потребления из сегмента дешевых сортов хлеба в сегмент более дорогих сортов с добавками. "Во-первых, растет доход населения. Во-вторых, за счет дорогих сортов хлеба хлебозаводы в основном получают прибыль", — говорит руководитель аналитического отдела Украинской аграрной конфедерации Владимир Лапа.

Производят элитный хлеб преимущественно крупные производители, причина — дороговизна ингредиентов, используемых для изготовления такой продукции. По словам председателя правления Бердичевского хлебозавода Валерия Кузьмина, предприятие выпускает около 20-25% дорогих сортов хлеба. "Этот хлеб все больше завоевывает рынок. По сравнению с прошлым годом объемы элитного хлеба уже увеличились на 7-8%", — отметил он.

Хлеб премиум-класса выпекается по оригинальной рецептуре, с нетрадиционными для массового потребления компонентами. Часто элитный хлеб производится путем нестандартной методики выпечки, на особенном оборудовании. "Постоянно возрастающий спрос на элитную продукцию определил рыночную стратегию "Концерна Хлебпром" на увеличение премиум-сегмента. В ходе ее реализации концерн внедряет на своих предприятиях инновационные технологии. Последние нововведения — швейцарская линия по производству булочных изделий с начинкой и полностью автоматизированная австрийская линия по производству булочных изделий. Линия обеспечивает замораживание и размораживание полуфабрикатов в местах выпечки и продажи изделия", — пояснил генеральный директор "Концерна "Хлебпром" Вадим Вишневский.

Средняя цена элитного хлеба колеблется в пределах $1-1,5. "От производства элитных сортов хлеба предприятие имеет как раз ту прибыль, которую теряет на массовых сортах", — прокомментировал эксперт агентства "АПК-Информ" Родион Рыбчинский. Отметим, что на массовые, "социальные" сорта распространяются действия центральных и местных властей по сдерживанию цен, причем в подавляющем количестве — за счет рентабельности самих производителей.

По мнению Валерия Кузьмина, ограничение стоимости дешевых сортов хлеба не всегда оправдано. "Газ с начала года значительно подорожал. Но на стоимость хлебобулочных изделий это не повлияло. В результате предприятия вынуждены работать с минимальной рентабельностью. На мой взгляд, стоимость массовых сортов хлеба нужно уже сейчас поднять как минимум на 10%", — уточняет топ-менеджер.

Тем не менее и "социальный" хлеб неизбежно дорожает. По данным Госценинспекции, в марте по сравнению с январем 2006 года произошел скачок цен на массовые сорта хлеба в шести регионах страны: в Винницкой области на 7,2%, Житомирской — на 3,6%, Ивано-Франковской — на 20,8%, Львовской — на 12,4%, Ривненской — на 3,0%, в Севастополе — на 6,4%. В среднем цена увеличилась по этим регионам на 8-9%, по Украине — на 2,4%.

Напомним, что в начале 2006 года звучали опасения по поводу снижения производства муки — это могло привести к ее дефициту и последующему повышению цен на хлеб. Но, как выяснилось, хлеб дорожает по другим причинам. Некоторые из них выявил Антимонопольный комитет, который сейчас завершает ряд расследований ситуаций на региональных рынках хлебопродуктов. По словам председателя АМК Алексея Костусева, некоторые операторы рынка сознательно завышали цену на муку.

"В Сумах ТД "Сумской хлеб" завышал на 15% отпускные цены на муку, что повлияло на стоимость продукции Сумского хлебокомбината. В том же регионе выявлены признаки нарушения со стороны Роменского завода продтоваров, который приобретал у "Зерноторга" муку по ценам, превышающим рыночные на 20%, что послужило основной причиной завышения цены на хлеб в этом регионе", — привел примеры глава ведомства.