- Категория
- Экономика
- Дата публикации
Стратегия в понимании инвестора
Стратегия — это не мечты и не оптимистичный прогноз, тем более не пессимистичный и даже не реалистичный. Как метко заметила заместитель директора по финансам ООО "Троянда" Наталья Катюха, "…корпоративная стратегия устанавливает порядок распределения ресурсов между разными направлениями бизнеса" и, можно добавить, определяет порядок получения отдачи от вложенных ресурсов. Стратегия — это порядок, который хочет видеть инвестор
Стратегия хладокомбината ООО "Троянда" в 2001 году заключалась в достижении долгосрочного конкурентного преимущества. На тот момент этой цели можно было достичь, обладая качественными производственными возможностями. Для этого были приобретены ОАО "Полюс" (Макеевка, Донецкая обл.) и ОАО "Полтавахолод". Но эти покупки могли бы и не состояться, если бы компания годом раньше не получила прямые инвестиции в размере чуть более $4 млн. от американского фонда Western NIS Enterprise Fund.
Стратегия компании и инвестора, равно как и амбиции, должны совпадать. В противном случае инвестиции могут быть привлечены только тогда, когда принимается стратегия инвестора. Как прокомментировал этот вопрос заместитель управляющего Киевского городского филиала АКБ "Укрсоцбанк" Андрей Онистрат, "…если руководство не видит стратегию развития компании, то это руководство инвестору нужно менять. Прежде всего, инвестор оценивает рынок, на котором собирается работать, а уже потом занимается оценкой стратегического развития и планов компании и т. д. Когда приходит инвестор — он сам навязывает стратегический план. Он говорит, что хочет делать на этом рынке. И дальнейшее развитие компании происходит только в этом аспекте".
Бывает и так, что инвестор в силу своей некомпетентности губит бизнес и теряет свои деньги. Ошибки могут возникать, например, у так называемых инвесторов-ангелов, которые вкладывают относительно небольшие средства в рискованные проекты. Чаще всего свои деньги они унаследовали, реже — это бывшие президенты компаний, пенсионеры. К примеру, наследник богатой английской четы в России потерял несколько миллионов долларов при попытке вложить средства в сеть продажи книг по почте. Расчет делался на то, что Россия — читающая страна, но в то же время он недооценил фактор больших расстояний и дороговизны доставки.
Противоположный подход к инвестированию у профессиональных инвестфондов и компаний. Их трудно убедить в том, чего нет. Если они начинают работать с компанией, то в кратчайшие сроки находят всю информацию как о ней, так и о рынке в целом.
Стратегия в понимании компании
По мнению ведущего российского консультанта, управляющего партнера "Про-Инвест Консалтинг" Александра Идрисова, проблемой многих российских и украинских компаний является непонимание одного из ключевых элементов стратегии — стадии развития бизнеса. Стадия развития бизнеса не находится в прямой зависимости от срока существования компании. В качестве примера он привел один из старинных тульских заводов с трехсотлетней историей, директор которого при встречах с инвестором акцентировал внимание на исторической уникальности предприятия. Несмотря на это, инвестиционная компания в заключении определила стадию развития завода как начальную. С каждым новым этапом развития бизнеса появляется все больше желающих инвестировать в него. Стоимость компании возрастает по законам жизненного цикла. Как правило, собственник продает бизнес с максимальной выгодой или привлекает наибольшие инвестиции на пике развития бизнеса, не дожидаясь спада.
Андрей Новак, продолжительное время возглавлявший ОАО "Волыньхолдинг" (ТМ "Торчинпродукт"), считает, что компания была продана группой акционеров стратегическому инвестору на пике своего развития, когда была достигнута максимальная доля продаж в данном сегменте. По его словам, чтобы и дальше развиваться и увеличивать свою нишу на рынке, пришлось бы осуществлять значительные инвестиции в маркетинг или создавать новые продукты, такие как соусы или супы. И то и другое означало бы новый виток инвестиций на период до 5 — 6 лет, на что и не согласились собственники компании. Можно предположить, что их выход из бизнеса — это свидетельство понимания этими акционерами стратегии "Волыньхолдинга".
По мнению разработчиков стратегий, необходимо также ясно представлять, за счет чего будет увеличиваться стоимость компании. В зависимости от этапа ее развития это может быть прибыль, оборот, экспансия на рынке, уникальные свойства товара, капитализация бренда. Изменение определяющего стратегического фактора приводит к наибольшим изменениям стоимости компании. Как отметил Андрей Онистрат, для украинских предприятий, потенциально рассчитывающих на зарубежного инвестора, огромное значение имеет факт наличия разветвленной сети представительств в регионах. Эта проблема еще не достигла пика своей актуальности сейчас, но уже через несколько лет она станет ключевой.
То есть "слабый" бренд и низкая рентабельность при правильном понимании инвестором стратегии предприятия не станут помехой для привлечения инвестиционных ресурсов.
Использование стратегии
Должным образом разработанная стратегия, как и всякий качественный актив, увеличивает капитализацию. В то же время стратегия — это нематериальный актив, и его стоимость зависит от того, насколько он востребован.
По определению Натальи Катюхи, если говорить о корпоративной стратегии как о ценностях фирмы, находящих свое выражение в финансовых и других целях, то мы имеем дело с документом, с которым в той или иной мере ознакомлены практически все сотрудники фирмы.
Зачастую инвесторы прибегают к общению с простыми сотрудниками компании или менеджерами среднего звена. Даже небольшой диалог позволяет понять, что планы руководства и подчиненных не "соприкасаются". К примеру, именно по этой причине в один день был потерян весь штат сотрудников процветающей компьютерной компании: программисты, работавшие там, объединились и создали свою компанию, которая стала вести свою деятельность в соответствии с их представлениями.
Некоторые положения стратегии могут быть скрыты от большинства сотрудников и даже от инвестора — особенно в начальной стадии переговоров. Здесь нет универсальных правил. Ясно одно: с этим инструментом необходимо обращаться крайне осторожно.