Строим народный депозитарий

Разговоры о необходимости принятия некоего программного документа относительно развития Национальной депозитарной системы в правительственных кулуарах ведутся уже не первый год. Но только в последней декаде декабря Кабмин издал постановление №1707, которы

Разговоры о необходимости принятия некоего программного документа относительно развития Национальной депозитарной системы в правительственных кулуарах ведутся уже не первый год. Но только в последней декаде декабря Кабмин издал постановление №1707, которым утвердил Государственную программу развития Национальной депозитарной системы Украины на период до 2011 года

Первое, что бросается в глаза после ознакомления с текстом программного документа — это общий объем финансирования, запланированный в размере 2 млрд. грн., из которых 0,9 млрд. грн. будут выделены из государственного бюджета. В нынешнем году из бюджета поступит 145 млн. грн.

В целом участники рынка поддерживают идею реализации государственной программы подобного рода, но ее некоторые положения вызывают у них ряд вопросов. По словам президента Профессиональной ассоциации регистраторов и депозитариев (ПАРД) Алексея Кия, после изучения программы может создаться впечатление, что до ее принятия Национальной депозитарной системы вовсе и не существовало. Такого же мнения придерживается и глава компании-хранителя "Комекс Брок" Дмитрий Сапунов, который считает недостатком программы непрофессионализм составления, а то и сознательное игнорирование отдельных важных функциональных моментов. Большое количество терминов и определений, а также их отношение к данной программе для профессиональных участников рынка осталось непонятным. Например, присутствие в программе термина "хеджирование" применительно к "товарным рынкам", а также "система гарантированных депозитов", "система централизованного архивирования данных", определение "унификация взаимосвязей между участниками системы" и т. д. Впрочем, многие из терминов программы еще не прописаны в нормативно-правовых актах, потому в ближайшее время следует ожидать активного нормотворчества в этом направлении. Среди принципиальных новшеств программы, по мнению первого зампредправления ОАО "Межрегиональный фондовый союз" (МФС) Юрия Шаповала, стоит выделить лишь создание центрального реестра, центрального хранилища и центра передачи информации в форме отдельных инфраструктурных институтов. Но вот внедрение этих новшеств, по его словам, приведет к усложнению технологий, увеличению рисков и удорожанию услуг.

В свою очередь, для Национального депозитария Украины (НДУ) даже сам факт принятия подобного рода программы имеет большое значение. Наконец-то, решился вопрос "выживания" данной структуры и окончательного определения ее места на рынке. Одна из задач программы — ликвидация расхождений в законодательстве относительно функционирования Национального депозитария как центрального органа. Впрочем, выполнение программных задач ставит перед депозитарием ряд существенных проблем, которые руководству НДУ придется решать в кратчайшие сроки. В первую очередь, это проблема реорганизации НДУ в Центральный депозитарий с правовой точки зрения. По мнению главы Национального депозитария Украины Виктора Ивченко, преодоление запрета на осуществление Национальным депозитарием коммерческой деятельности, установленное Меморандумом, подписанным правительствами США и Украины, все-таки возможно с помощью непосредственного ведения переговоров с американской стороной. В свете последних политических событий этот процесс не так уж и бесперспективен. В свою очередь, для расширения функций НДУ, учитывая Указ Президента Украины, вышедший 22.06.1999 года, предполагается два варианта действий: увеличение уставного фонда депозитария, при котором доля государства уменьшится до 25%, либо внесение изменений непосредственно в Указ Президента. Судя по всему, будет избран последний вариант, так как, по словам Алексея Кия, участниками рынка уже были вложены средства в депозитарий МФС, поэтому перспектива очередного вложения денег в подобную структуру мало кому понравится. Это предположение в определенной мере подтвердил глава НДУ, сообщивший, что пока от участников рынка предложений об участии в уставном фонде депозитария не поступало. Следует напомнить, что довольно длительное время решался и вопрос об управлении госдолей уставного фонда НДУ, причем В. Ивченко даже не исключает возможности обращения Нацдепозитария по этому поводу в Конституционный Суд.

Немаловажной для НДУ является и качественная аргументация целесообразности использования средств государственного бюджета. По словам главы НДУ, затраты на осуществление программы нельзя полностью преподносить как бюджетные расходы. Еще в 1996-м и 1998-м годах Мировым банком для Украины по договорам EDAL I, а также EDAL II были предоставлены целевые займы в размере свыше $600 млн., которые должны были пойти на развитие предпринимательства и, в частности, развитие рынков капитала. Но по некоторым направлениям эти деньги так и не поступили, поэтому В. Ивченко считает, что на определенную часть этих средств может претендовать и Национальная депозитарная система.

Резюмируя все вышеизложенное, можно сказать, что только от непосредственных участников Национальной депозитарной системы зависит, какой она будет через пять-шесть лет. В программу можно вносить изменения, но только раз в году. Согласно постановлению №1707, ГКЦБФР может при необходимости ежегодно до 15 июня подавать в Кабмин предложения о внесении изменений.

Комментарий

Юрий Шаповал, первый заместитель председателя правления ОАО "Межрегиональный фондовый союз" (МФС)

— Как сложатся отношения между Национальным депозитарием и коммерческим депозитарием МФС в процессе функционирования программы? Можно ли понимать реализацию положений Программы как постепенную ликвидацию последнего института?

— Вот этот момент как раз абсолютно непонятен. Депозитарий МФС, который фактически и был центральным депозитарием с 1997 года, практически в программе не упоминается.

— С 2006 года предусмотрено финансирование Программы, в том числе и за счет внебюджетных средств (в 2006 году — 250 млн. грн.) Способны ли участники Национальной депозитарной системы нести подобные затраты?

— На сегодня содержание МФС стоит рынку приблизительно 3 млн. грн. в год. Это сумма, которую согласен платить рынок и за которую может существовать депозитарий. При этом общий объем обслуживаемых им активов — 50 млрд. грн., а объем расчетов по договорам, проведенным МФС в 2004 году, составил 30 млрд. грн. В свою очередь, НДУ имеет опыт реализации проектов кодификации, когда, к примеру, только кодификация ценных бумаг привела к взиманию с рынка около 20 млн. грн. К сожалению, в Программе не разделены суммы внебюджетного финансирования за счет увеличения уставного фонда депозитария и суммы, которые планируется получить от предоставления участникам рынка платных услуг.

— Может ли на современном этапе Национальная депозитарная система, помимо выполнения своих непосредственных функций, выполнять еще и предусмотренные Программой функции, связанные с обеспечением хранения активов пенсионной системы, обслуживанием выпуска и обращения акций корпоративных инвестиционных фондов, обслуживанием рынка ипотечных ценных бумаг?

— Существующая Национальная депозитарная система уже больше года выполняет функции, которые предусмотрены Программой. А что касается рынка ипотеки, то согласно абзаца 3, п.5, ст. 50 Закона Украины "Об ипотечном кредитовании, операциях с консолидированным долгом и ипотечных сертификатах" для минимизации соответствующих рисков на обращение ипотечных сертификатов не распространяются стандарты НДУ. По-моему, это свидетельствует об отношении рынка и парламента к депозитарной деятельности НДУ.

— В начале 2004 года существовали прогнозы, что ГКЦБФР со временем отдаст значительный процент госдоли в уставном капитале Нацдепозитария в реальное управление прямым участникам Национальной депозитарной системы и отечественным фондовым биржам. Возможен ли этот процесс сейчас, после принятия Программы?