- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Связь на скорую руку
Передача голоса посредством Интернета — не новинка, но и широкого распространения пока не получила. Проблема в том, что, по сравнению с междугородней связью, IP-телефония не может обеспечить пользователям достаточно высокое качество связи, хотя и стоит в 1,5 — 2 раза дешевле
Что такое IP-телефония
Это технология передачи голосового трафика по сетям с использованием семейства протоколов TCP/IP. В англоязычной литературе для этой технологии используется термин Voice over IP (VoIP). Если говорить более доступными словами, IP-телефония — это голосовая передача данных через Интернет. Преимуществом данного вида связи является дешевизна осуществления междугородных или международных звонков.
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.uaНа сегодняшний день на украинском рынке услуги IP-телефонии предоставляют такие крупные операторы, как "Укртелеком", "Инфоком", "Голден Телеком", "Фарлеп" и некоторые другие. Все компании декларируют одинаковые тарифы на звонки: на 20% дешевле граничных Госкомсвязи.
Кроме низкой стоимости звонков, IP-телефонию отличает принцип действия. В данном случае голосовое сообщение не пересылается традиционным способом, то есть по телефонным сетям. Оно преобразуется в так называемые интернет-пакеты, а "интернет-ворота" — шлюзы (gateway) эти пакеты обращают в привычные сигналы и подсоединяют к обычной коммутируемой линии. Использовать данный вид связи в офисе можно с помощью IP-карточек (IP-card) или же с помощью построения офисных IP-сетей.
IP-телефония актуальна для компаний, львиная доля звонков которых приходится за рубеж или по регионам Украины. К ним относятся, как правило, представительства зарубежных компаний, предприятия с иностранными инвестициями, а также организации с разветвленной сетью филиалов (банки, корпорации и пр.).
По словам Андрея Жмайло, руководителя ИТ-службы компании "Роберт Бош Украина", на сегодняшний день качество обычной наземной и цифровой связи практически приближается, поэтому компания предпочитает использовать в своей работе IP-телефонию. В то же время, этот вид связи имеет свои недостатки. К ним можно отнести качество связи и время дозвона. Как рассказала нам Елена Маркова, PR-менеджер представительства компании Motorola в Украине, их работники не очень довольны данным видом связи. "В нашей компании IP-телефонией пользуются около 8 человек, то есть те люди, у которых есть постоянная необходимость звонить своим коллегам или партнерам за рубеж. Также мы часто участвуем в телефонных конференциях, которые проводят сотрудники зарубежных офисов Motorola. Для того чтобы уменьшить расходы на международную связь, мы пришли к решению использовать IP-телефонию в нашем украинском офисе, но, к сожалению, не могу сказать, что успешно. Часто качество связи хуже и порой очень сложно дозвониться с первого раза. Особенно трудности возникают при проведении или участии в телефонных конференциях — с IP-телефонии тяжело дозвониться, время поджимает и приходится переходить в обычный режим, чтобы успеть принять участие в конференции. Использование IP-телефонии — это хороший вариант, когда есть время и желание дозвониться и потерять немного в качестве связи", — отмечает г-жа Маркова.
Как звонить?
Существует два пути организации IP-телефонии в офисе. Первый заключается в том, что компания выбирает оператора, покупает у него карточки для пользования данным видом связи и осуществляет звонки с помощью кода доступа, который указан на карточке. Или же с оператором заключается договор о предоставлении им постоянного кода доступа с возможностью периодического продолжения услуги. При этом работники одной компании будут иметь возможность осуществлять звонки с разных телефонов, используя единый PIN-код. Операторы связи также предоставляют услугу программирования офисной АТС для скоростного набора номера (с кодом), что значительно экономит время. Для этого не понадобятся затраты на покупку дополнительного оборудования. Компания будет оплачивать только свои звонки по тарифам оператора.
Однако здесь существуют свои недостатки. Далеко не многие операторы имеют лицензию на предоставление услуг связи. В результате для предоставления услуг IP-телефонии используется не достаточно "широкий" канал и нелицензионное специализированное оборудование. Это влечет за собой предоставление низкокачественных услуг связи. Главным условием безупречного качества связи должно быть наличие качественной интернет-связи. При этом возможная максимальная задержка звука составляет не больше 300 миллисекунд, в зависимости от того, сколько времени требуется аппаратному оборудованию, чтобы создать цифровой сигнал. Как правило, такие задержки практически не ощутимы, если оператор предоставляет услуги такого вида связи на лицензионном и совместимом оборудовании, а также при условии наличия у него "широкого" пропускного канала к Интернету. Как утверждает Константин Колесов, начальник отдела развития услуг ООО "Голден Телеком", при выборе оператора связи важным аргументом является его опыт и репутация на рынке.
Второй способ использования IP-телефонии предусматривает приобретение и установку специального оборудования, которое позволит производить звонки с помощью IP-телефонии на сетях оператора связи. Для этого компании потребуется приобрести IP-телефоны (из расчета на количество пользователей) или же АТС, поддерживающую IP-связь. IP-телефоны внешне напоминают традиционные телефонные аппараты, но стоят существенно дороже. Впрочем, модели IP-телефонов высокого уровня обеспечивают доступ к более широкому набору услуг. Так, с их помощью можно просматривать Web-страницы и совершать банковские операции в Интернете. Кроме того, они имеют дополнительный порт Ethernet, позволяющий подключать ПК непосредственно к телефону.
Также можно построить собственную IP-сеть. Для этого необходимыми будут шлюзы (gateway), диспетчеры (gatekeeper) и мониторы (по мере возможности). Шлюз — это основная и неотъемлемая часть архитектуры IP-телефонии, непосредственно соединяющая телефонную сеть с IP-сетью. На сегодняшний день на украинском рынке представлены различные производители оборудования для построения IP-сетей (Cisco, Siemens, Planet, Alcatel, Avaya, Nortel, DLink, Samsung и др.). Предлагаемое ими оборудование отличается способом подключения к телефонной сети, емкостью, аппаратной платформой, реализованными кодеками, интерфейсом и другими характеристиками. Поэтому при покупке следует обратить внимание на совместимость составных частей IP-cети различных производителей, а лучше приобрести оборудование одного производителя.
Шара ли?
На стоимость пользования IP-телефонией влияет ряд факторов. Во-первых, количество рабочих мест с доступом к данному виду связи. Чем больше мест, тем, соответственно, дороже обходится связь.
Во-вторых, стоимость зависит от того, является ли компания клиентом оператора, так как корпоративные клиенты, которые пользуются обычной телефонией или Интернет-услугами одного оператора, имеют ряд преимуществ при подключении к IP-телефонии у этого оператора.
В-третьих, если в компании принято решение о построении собственной IP-сети, кроме затрат на переговоры, потребуются затраты на приобретение специального оборудования. Такой способ использования IP-телефонии "выльется в копеечку", однако оборудование через некоторое время окупит себя, особенно, если в компании есть необходимость частых звонков за рубеж. К примеру, средняя стоимость IP-телефона колеблется в пределах $120 — 300, шлюза — $200 — 300.
Вопрос безопасности, скорее всего, один из основных вопросов различных видов связи, особенно если речь идет о корпоративном клиенте, где конфиденциальность информации играет большую роль. IP-телефония — не исключение. Данный вид связи является далеко не безопасным, ведь передача информации осуществляется по Интернету.
Однако некоторые провайдеры при предоставлении услуг IP-телефонии не используют для передачи голоса сеть Интернет. "IP-протокол используется нами только для того, чтобы голос при передаче "занимал меньше места". Далее трафик клиентов, использующих IP-телефонию, обрабатывается и направляется так же, как и обычный телефонный трафик. Поэтому безопасность и конфиденциальность абсолютно не страдают, наши клиенты могут не беспокоиться об этом", — объяснил нам Дмитрий Мельченко, менеджер по развитию услуг ООО "Голден Телеком". При предоставлении услуг IP-телефонии по классической схеме (с использованием для передачи голоса через сеть Интернет) безопасность передачи данных не гарантируется.
По мнению Константина Колесова, IP-телефонию как технологию ожидает интенсивное развитие, а как услугу международной связи по карточкам — постепенное вымирание. Уже в этом году наши абоненты смогут пользоваться IP-фонами, с возможностью передачи голоса как по IP-протоколу, так и по обычным цифровым телефонным линиям.
Стоимость оборудования для построения IP-сетей
Компания-производитель |
Модель продукта |
Стоимость, $ |
IP-телефоны |
||
Cisco |
7960G |
415 |
7940G |
380 |
|
7912G |
245 |
|
7910G |
215 |
|
7905G |
165 |
|
Planet |
DPH-100H IP Phone |
190 |
VIP-100T Ethernet VoIP Phone |
140 |
|
Asotel |
DYNAMIX DW-Phone/H |
150 |
Шлюзы |
||
Planet |
VIP-000 VoIP Basic Unit |
360 |
VIP-400FO 4-port SOHO VoIP Gateway (4 порта FXO) |
340 |
|
VIP-200 2-port SOHO VoIP Gateway (FXS) |
270 |
|
Asotel |
DYNAMIX DW-0006/H (6 портов FXO) |
345 |
DYNAMIX DW-0004/H (4 порта FXO) |
245 |
|
DYNAMIX DW-0002/H (2 порта FXO) |
165 |
Информация о стоимости взята из открытых источников
Сравнительная стоимость международной телефонной связи и международной IP-телефонии, $/мин.
Регион |
Тариф №1 * |
Тариф №2 ** |
||
IP-телефония |
Международн ая связь |
IP-телефония |
Международн ая связь |
|
Восточная Европа |
0,34 |
0,43 |
0,28 |
0,34 |
Северная Америка |
0,44 |
0,55 |
0,37 |
0,46 |
Австралия, Океания |
0,48 |
0,60 |
0,40 |
0,49 |
Центральная и Северная Европа |
0,52 |
0,64 |
0,44 |
0,55 |
Западная Европа |
0,80 |
1,0 |
0,68 |
0,85 |
Центральная Азия и Ближний Восток |
0,80 |
1,0 |
0,68 |
0,85 |
Восточная Азия |
1,28 |
1,60 |
1,08 |
1,35 |
Африка, Южная и Центральная Америка |
1,28 |
1,60 |
1,08 |
1,35 |
* Рабочие дни недели — с 8.00 по 18.00.
** Рабочие дни недели — с 18.00 по 8.00; суббота, воскресенье, праздничные дни — круглосуточно.
Источник: тарифы на международную связь предоставлены ООО "Укртелеком" и на IP-телефонию — ООО "Голден Телеком".