Свое ближе к сердцу

Оперативность, непосредственный контакт и возможность "дорабатывать" приобретенное программное обеспечение — главные причины удержания собственного штата разработчиков в компании. Однако постепенно тенденция меняется в сторону отказа от больших внутренних

Оперативность, непосредственный контакт и возможность "дорабатывать" приобретенное программное обеспечение — главные причины удержания собственного штата разработчиков в компании. Однако постепенно тенденция меняется в сторону отказа от больших внутренних IT-департаментов и передачи их функций в аутсорсинг

Содержать штат разработчиков эффективно лишь в том случае, если в компании внедрена серьезная ERP-система, поддержкой которой выгоднее заниматься собственным специалистам, прошедшим необходимое обучение. Или же для разработки специализированного ПО, которое не представлено на рынке.

По мнению Валерия Лановенко (Microsoft), содержание штата разработчиков во многих отечественных компаниях связано с дешевизной рабочей силы. "Большинство западных рынков уже переросли эту ситуацию, а у нас она существует, поскольку рабочая сила, то есть "стоимость" IT-департаментов, относительно невысока. Тем не менее, возникают ситуации, когда предприятие принимает решение заказывать или самостоятельно разрабатывать систему, которая уже существует на рынке. В этом случае нужно быть готовым к тому, что такая система потребует значительных затрат на обслуживание и поддержку. По мере роста стоимости рабочей силы, и особенно IT-специалистов, будет наблюдаться тенденция к переключению на решения поставщиков, являющиеся стандартами индустрии", — прогнозирует г-н Лановенко.

Впрочем, свои преимущества в штате IT-специалистов видят многие компании. Павел Крапивин (банк "Контракт") отметил, что выгоды состоят в оперативности, непосредственном контакте разработчика с конечным заказчиком и простоте внесения изменений в техническое задание. Некоторые пользователи сетуют на нехватку послепродажного сервиса по сложным аппаратным решениям. Так, Дмитрий Фомин ("Союз-Виктан") подчеркнул, что сегодня перед компаниями возникла большая проблема в послепродажной поддержке, так как держать свой штат специалистов не всегда выгодно — специалист может поменять место работы. "Поэтому лучшим вариантом в этом случае является обслуживание в компании, которая продала данное программное решение. Но этот сервис пока что недостаточно развит или недостаточно качественен. Поэтому приходится держать свой штат специалистов и бороться за то, чтобы они оставались в компании", — говорит г-н Фомин.

В компании "Киевстар" рассказали о том, что сотрудники их IT-отдела разрабатывают ПО, которое отсутствует на рынке (в виде так называемых "коробочных" решений), либо занимаются адаптацией программного обеспечения под актуальные задачи компании.

Подобная практика используется в компании "Союз-Виктан". Дмитрий Фомин отметил, что их IT-специалисты занимаются не столько разработкой, как поддержкой в актуальном состоянии существующей учетной системы "Галактика" и разработкой дополнительного функционала под систему.

Между тем практически все представительства зарубежных компаний, работающих на отечественном рынке, предпочитают не обзаводиться собственными IT-специалистами для разработки корпоративного ПО. В этом нет необходимости, так как все работы, связанные с IT, осуществляются через удаленный доступ с головного офиса. По словам Елены Марковой, PR-менеджера ООО "Ниссан Мотор Украина", "компания пользуется корпоративными решениями, разработанными специалистами других офисов Nissan (в Японии и Франции), и благодаря этому экономим ресурсы". Такая же ситуация и в украинском представительстве немецкой корпорации Siemens. Однако, как рассказал Николай Петриченко ("Сименс Украина"), в скором будущем планируется организовать группу для разработки и сопровождения Интранет/Интернет порталов.