Свой интерес

"Мы успешно конкурируем без всяких преференций", — самый распространенный ответ при проведении "Инвестгазетой" опроса компаний-экспортеров. Прямое субсидирование государством для них наоборот невыгодно — слишком большой риск возбуждения антидемпинговых ра
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

"Мы успешно конкурируем без всяких преференций", — самый распространенный ответ при проведении "Инвестгазетой" опроса компаний-экспортеров. Прямое субсидирование государством для них наоборот невыгодно — слишком большой риск возбуждения антидемпинговых расследований. Представители отраслей, ориентированных на внутренний рынок (к примеру, фармацевты), напротив, ратуют за льготы. Хотя и отмечают, что отсутствие протекционизма со стороны государства существенно повысило конкурентоспособность предприятий отрасли

Поддерживать необходимо прежде всего то, что развивается и имеет перспективы, полагают руководители компаний. "Сейчас в Украине определилась тройка отраслей-лидеров: металлургия, энергетика, пищевая промышленность, — говорит почетный президент компании "АВК" Владимир Авраменко. — Однако, учитывая отсутствие продуманной стратегии развития украинской экономики и, как следствие, хаотичную протекционистскую политику власти, я не уверен, что именно к такому приоритету стремились авторы государственной экономической политики".

По мнению г-на Авраменко, опыт развитых стран свидетельствует, что наиболее перспективной с точки зрения уплаты налогов, создания рабочих мест, загрузки смежных отраслей является пищевая отрасль. Поэтому о содействии ее развитию следовало задуматься еще вчера. Однако речь не должна идти о банальных налоговых льготах, они скорее исключение, применяемое для точечного воздействия на рынок или регион.

Действительно, порой прямая господдержка может принести совсем нежелательные плоды. По словам начальника отдела по связям со СМИ ОАО "Криворожсталь" Оксаны Мельник, сейчас комбинат не имеет никаких преференций и успешно работает без них. В 2002 году по собственной инициативе предприятие отказались от налоговых льгот. Тогда руководство "Криворожстали" обратилось к правительству Украины с просьбой исключить комбинат из числа предприятий, на которые распространялось действие закона о дальнейшем развитии горно-металлургического комплекса Украины.

Последующее развитие событий подтвердило, что "Криворожсталь" может успешно работать и без всяких льгот рентабельно и прибыльно. "Более того, комбинат готов работать в условиях ВТО уже сегодня, — полагает Оксана Мельник. — В связи с этим какие-либо льготы со стороны государства предприятию не нужны: они могут стать причиной антидемпинговых расследований против криворожстальского проката, поскольку в этом может выражаться главная претензия "обвинения", как это было до 2002 года. Мы можем конкурировать с производителями металлопроката в стране и за рубежом на равных, постоянно увеличивая эффективность производства и улучшая качество продукции".

Схожего мнения придерживаются и представители еще одной экспортоориентированной отрасли — химической. К примеру, основная доля продукции Северо-донецкого "Азота" идет на внешние рынки, где, по словам представителей компании, предприятие успешно конкурирует с другими производителями. Что же касается поставок удобрений на внутренний рынок, то за них селяне всегда вовремя расплачиваются государственными кредитами, сказали нам в компании.

Игра на равных

Представители частных предприятий нефтегазовой отрасли также заявили об отсутствии прямой господдержки. В "ТНК-ВР Украина" сообщили, что компания не имеет льгот. Вместе с тем, благодаря принятию постановления правительства об уплате НДС при импорте нефти деньгами и без отсрочек, а также отмене всевозможных льгот отрасли, украинские производители уйдут от непрозрачных схем работы. В частности, использования схем ухода от налогов с привлечением предприятий с иностранными инвестициями и фирм чернобыльской зоны, считают в "ТНК-ВР Украина".

А руководство "Укрнафты" отказалось что-либо комментировать, сославшись на то, что наши вопросы уместнее задавать правительству. Тем самым подчеркивая: от их мнения ничего не зависит. Вместе с тем представители Лисичанского и Кременчугского НПЗ, неоднократно ратовавшие за создание условий для прозрачной и равной конкуренции, при которой не было бы преференций по налогам у одних заводов и полного налогового бремени у других, уже начали закупать нефть напрямую. Причем раньше посредники имели возможность оптимизировать НДС.

Их мнения опять-таки перекликаются с точкой зрения почетного президента компании "АВК". Владимир Авраменко считает, что в определение государственной протекционистской политики необходимо вложить, прежде всего, принцип равных условий игры. В таких условиях выиграют сильнейшие: самые квалифицированные и конкурентоспособные. В этом заинтересовано и государство, поскольку сильный национальный бизнес будет платить больше налогов.

"К примеру, кому выгодно, что мы сдерживаем экспорт сложной, премиальной продукции из-за проблем с возвратом НДС? — рассуждает г-н Авраменко. — Да, я понимаю, есть злоумышленники, которые обманывают и получают возмещение нечестным путем. Но наша компания, например, только за прошлый год заплатила около 100 млн. грн. налогов. Все 14 лет своего существования мы вели прозрачный и легальный бизнес. Почему тогда налоговикам и иным чиновникам к нам или другим добросовестным компаниям следует относиться с предубеждением?"

Поэтому хорошей протекционистской мерой, по мнению почетного президента компании "АВК", в данном случае будет введение "паспортов налогоплательщиков", содержащих историю их отношений с бюджетом и сертификаты аудита. Это упростит администрирование налогов, усовершенствует бюджетные расчеты, позволит добросовестным предпринимателям уделять больше времени бизнесу, а не общению с проверяющими. Также важна защита государственными представителями национального бизнеса за рубежом. "Так делают правительства всех развитых стран, только почему-то не нашей, — говорит г-н Авраменко. — Торговые представительства Украины за рубежом — вот готовый инструмент протекционистской политики страны. Необходимо повысить профессиональный уровень этих сотрудников, агрессивнее пропагандировать украинский бизнес, содействовать контактам между предпринимателями".

Дайте денег

Наиболее актуальны государственные преференции, судя по данным опроса, для некоторых предприятий фармацевтической отрасли. В частности, заместитель генерального директора по сертификации ФК "Здоровье" (г. Харьков) Елена Бронина заявила, что госпреференции им очень необходимы. Однако нынешней помощью правительства можно назвать только то, что оно пока не вводит НДС на лекарства. Хотя данную меру активно лоббируют депутаты, ссылаясь на западный и российский опыт. "Но в этих государствах дифференцированная система налогообложения — от 5 до 19%, в зависимости от вида препарата, — рассказывает Елена Бронина. — А в Украине сразу предлагают ввести 20%. Но это приведет наше предприятие к гибели. Кроме того, было бы хорошо, если бы отменили пошлины на ввоз оборудования. Поскольку в Украине для нас практически не производят необходимой техники, приходится закупать ее за рубежом. Однако из-за нехватки средств наша техническая база практически не обновляется. Единственный плюс: ввели льготы на сырье, но их пока мало".

Сейчас правительство требует, чтобы фармацевты работали по GMP, шли в Европу и стремились к европейскому качеству. Что, по скромным подсчетам, для ФК "Здоровье" "потянет" на миллионов пятнадцать долларов. В эту сумму входит оборудование, воздухоочистительные сооружения, сертификация и т. д. По словам Е. Брониной, было бы хорошо, чтобы им выдали средства на эти мероприятия или хотя бы освободили от налога на покупку оборудования.

А корпорация "Артериум" ожидает от украинского правительства взвешенных и последовательных шагов по регулированию фармацевтической отрасли. "К примеру, отмена льгот по акцизному сбору на спирт с 1 апреля, в результате которой производители лекарственных средств фактически приравнены к производителям спиртных напитков, не отвечает стремлению правительства создавать условия для снижения цен на лекарственные средства, — считает менеджер по корпоративным коммуникациям корпорации "Артериум" Вячеслав Федченко. — При этом, несмотря на реализацию крупных инвестиционных программ по сертификации производства на соответствие европейским стандартам Надлежащей Производственной Практики, компании-производители не перекладывают эти расходы на украинских потребителей через повышение отпускных цен".

Ранее фармацевтика не входила в список приоритетных отраслей. И немногие примеры успешного развития украинских фармкомпаний за прошедшие 15 лет связаны исключительно с негосударственными инвестициями. Однако отсутствие государственной поддержки, по мнению Вячеслава Фесенко, сыграло позитивную роль, поскольку жесткая отраслевая конкуренция (сегодня на рынке представлена продукция более чем 500 отечественных и зарубежных производителей) заставила ряд компаний в очень короткие сроки провести модернизацию производства, внедрить современные системы управления и существенно повысить уровень качества выпускаемой продукции. Более того, несмотря на отсутствие государственной поддержки, уже сегодня крупнейшие предприятия отрасли не только реализуют импортозамещающие программы, но и успешно выходят на рынки стран СНГ.

Комментарий

Алексей Костусев, глава Антимонопольного комитета Украины

Еще Адам Смит писал, что исключительные привилегии компаний несовместимы со свободной конкуренцией. Однако на сегодня конкуренция не ограничивается национальными рамками, поэтому протекционизм, оказываемый государствами "своим" компаниям направлен на повышение из конкурентоспособности на мировом рынке, и в конечном счете, ведет не к ослаблению, а к усилению конкуренции.

Украинским законодательством запрещено представлять отдельным предприятиям льготы и привилегии, если они приводят к недопущению, устранению, ограничению или искажению конкуренции. К сожалению, таких случаев немало и число их не уменьшается. За последние два года органами комитета выявлены и прекращены более 400 таких нарушений.

Следует, впрочем, отметить что запрет на протекционизм, содержащийся в законе "О защите экономической конкуренции", не касается решений высших органов власти и должностных лиц государства — Президента, Верховной Рады и Кабинета министров. Им, исходя из высших государственных соображений, дано право принимать протекционистские решения, которые могут отрицательно повлиять на конкуренцию, но — только им.