Танцы с бубном

Украинским и иностранным партнерам достаточно сложно найти общий язык при оценке бизнеса. Иногда, чтобы повысить продажную цену банка или страховой компании, его собственникам приходится не только вести с инвесторами долгие переговоры, но и устраивать сов

Украинским и иностранным партнерам достаточно сложно найти общий язык при оценке бизнеса. Иногда, чтобы повысить продажную цену банка или страховой компании, его собственникам приходится не только вести с инвесторами долгие переговоры, но и устраивать совместные прогулки по Днепру, экскурсии по Киево-Печерской Лавре, убеждая, что продаваемая компания — самая лучшая на рынке.

Как рассказал нам один банкир, за время переговоров ему пришлось выпить столько спиртного, сколько он не пил никогда в своей жизни. Причем именно благодаря этому удалось повысить стоимость банка на несколько миллионов долларов. Возникают проблемы и ввиду разной ментальности. Например, как рассказали в одном банковском учреждении, иностранным инвесторам приходится объяснять, что месторасположение центрального офиса компании в центре города является преимуществом и повышает стоимостную привлекательность организации.

Кроме того, продавцам следует побеспокоиться о репутации и незавершенных делах. Например, уменьшить стоимость активов могут сомнительные ссуды. По словам одного из проводивших дью-дилидженс оценщиков, среди клиентов оцениваемого банка было очень много представительных людей. "Нам понятно, что взятая ими в кредит сумма будет возвращена, но когда покупатель видит, что залогом является мешок сахара десятилетней давности, а сумма очень велика, приходится автоматически вычитать эту цифру из общей стоимости активов банка", — рассказывает он. Кроме того, негативно могут повлиять и бывшие собственники, входившие в состав акционеров несколько лет назад. Как нам рассказали в одном из банков, когда встал вопрос о продаже бизнеса, бывшие акционеры пожелали получить долю от продажи, хотя из управляющего состава вышли давно. Отказ они восприняли весьма негативно и пообещали выдать будущим покупателям несколько нежелательных секретов.

Цивилизованная продажа финансовых учреждений — пока не распространенная практика в нашей стране. На фоне нескольких продаж в страховом секторе "первой ласточкой" в банковской сфере можно назвать банк "АЖИО", который совсем недавно купила шведская банковская группа SEB. Сейчас банкиры ожидают повышения спроса на наши финансовые учреждения, и, по их предположению, уже в этом году может быть продано порядка 15 банковских структур.

В числе заинтересованных покупателей банкиры называют западные банковские группы. Следует отметить, что их интерес обусловлен несколькими причинами. Во-первых, в Украине наблюдается достаточно высокий рост ВВП — 12%, во-вторых, пока недостаточно развит рынок потребительского кредитования.

И, в-третьих, клиенты зарубежных банков при выходе на украинский рынок предпочитают работать с теми банками, с которыми имеют долгий опыт сотрудничества. Таким образом, сами клиенты "подталкивают" банки к покупке бизнеса в нашей стране.