НБУ курс:

USD

41,27

-0,00

EUR

45,46

-0,00

Наличный курс:

USD

41,57

41,50

EUR

46,13

46,00

Театр одного актера

Являясь, по сути, вспомогательной отраслью, горно-шахтное машиностроение всегда находилось в прямой зависимости от процессов, происходящих в угольной промышленности. Это сказалось, во-первых, на результатах распределения собственности в отрасли, где главе

Являясь, по сути, вспомогательной отраслью, горно-шахтное машиностроение всегда находилось в прямой зависимости от процессов, происходящих в угольной промышленности. Это сказалось, во-первых, на результатах распределения собственности в отрасли, где главенствующую роль занимают донецкие ФПГ, имеющие свой интерес в угледобыче, а также представители так называемого "красного директората", сумевшие на определенном этапе сохранить контроль над возглавляемыми ими заводами. Во-вторых, производители горно-шахтного оборудования стали заложниками ситуации, когда их работа во многом зависит от дотаций в угольную отрасль

На фоне плачевного состояния отечественной угольной промышленности торговля горно-шахтным оборудованием остается довольно прибыльным занятием. Поставки ГШО на шахты через многочисленных посредников зачастую происходили по явно завышенным ценам да еще и с использованием бартерных схем. Машиностроительные заводы вынуждены были продавать продукцию по далеко не рыночным ценам, на шахтах из-за бартера вымывались оборотные средства, а государство продолжало наблюдать, как выделяемые на техническую модернизацию бюджетные деньги оседали в карманах многочисленных посредников и связанных с ними директоров угольных предприятий.
Сегодня в угольном машиностроении в основном закончился процесс распределения собственности. Роль статиста во взаимоотношениях с главными потребителями своей продукции — шахтами — собственников машиностроительных заводов вряд ли устраивала, как, впрочем, и чиновников, старающихся максимально централизовать процесс закупок оборудования для шахт. Сделать это удалось благодаря угольной реформе, когда многие финансовые полномочия шахт, в том числе и связанные с закупкой ГШО, были переданы госпредприятиям, образованным на базе бывших угольных холдингов. Таким образом, место многочисленных "серых" дилеров стали занимать крупные торговцы ГШО и заводы-производители, получившие возможность работать с угольными предприятиями напрямую.
В 2000 году во время визита в Донецкую область Леонид Кучма обратил внимание деловых кругов региона на необходимость вложения инвестиций в угледобывающую отрасль. Реакцией на заявление Президента стала инициатива генерального директора ЗАО "АРС" Игоря Гуменюка относительно создания компании, координирующей работу крупнейших производителей ГШО. Как следствие, была создана торгово-промышленная компания "Укруглемаш", занимающая сейчас до 70% украинского рынка горно-шахтного оборудования.
Необходимость в создании такой структуры назрела уже давно и была оправдана. С одной стороны, за годы работы на угольном рынке крупные донецкие трейдеры получили контроль над значительной частью активов в угольном машиностроении, с другой — взяли на себя обязательства по развитию углепрома. Таким образом, возникла необходимость в "мозговом центре", который смог бы "вести" работу производителей ГШО и стал бы единственным координатором во взаимоотношениях между государством и шахтами, за чьи деньги и покупалось оборудование. В сферу влияния "Укруглемаша" вошли семь производителей горно-шахтного оборудования — Дружковский, Горловский, Новгородский машзаводы, ОАО "Донецкгормаш" и Донецкий энергозавод в Украине, а также Каменский и Шахтинский машиностроительные заводы в России, на которых в общей сложности работают до 16 тыс. человек.
Следует отметить, что на уровне владения пакетами акций ТПК "Укр-
углемаш" на отдельных вышеназванных заводах не представлен, а только координирует их работу в производственной, маркетинговой и сбытовой политике. Кроме того, на "Укруглемаш" возложена задача по кооперации производителей ГШО при работе с конкретным угольным предприятием. "Большая часть производимой на наших заводах продукции не является серийной, а создается с учетом индивидуальных особенностей шахты. К тому же, например, для зарядки новой лавы требуется более десятка элементов, которые выпускаются на разных предприятиях, — рассказывает начальник сбыта ТПК "Укруглемаш" Валерий Крупицкий. — Наша задача как координатора поставок — объединить это все в единое целое".
По аналогии с крупными донецкими угольными трейдерами "Укруглемаш", закрепившись на предприятиях Донецкой области, начинает свое продвижение в соседние регионы. Одним из последних приобретений стала покупка 25% акций ОАО "Павлоградский машиностроительный завод" (Днепропетровская обл.).
Однако процесс распространения влияния на предприятия отрасли не всегда происходит гладко. Недавний пример — конфликт донецких акционеров Краснолучского машиностроительного завода (Луганская обл.) с областным отделением Фонда госимущества. В свое время "АРС", "Систем Кэпитал Менеджмент" и другие влиятельные донецкие компании смогли поставить на предприятии лояльный менеджмент, а ТПК "Укруглемаш" стало партнером Краснолучского машзавода. Приход инвесторов из соседней области, видимо, не вызвал большого энтузиазма у местных властей, которые усилиями областного отделения ФГИУ, владеющего контрольным пакетом акций завода, сменили правление.
Донецкие акционеры компании обвинили новое руководство в том, что оно довело предприятие до банкротства. "По итогам 2002 года Краснолучский машзавод закончил с убытком 3,5 млн. грн. И хотя власти Луганской области совместно с новым руководством попытались изменить ситуацию к лучшему, сделать это им пока не удалось. Тем временем луганские фирмы "Плау", "Портекс", "Консент" продолжают "зарабатывать" на предприятии и доводят его до банкротства", — утверждает начальник юридического отдела "Укруглемаша" Александр Билык. Донецкие собственники завода потребовали провести внеочередное собрание акционеров с тем, чтобы выразить вотум недоверия руководству. По информации, предоставленной пресс-службой ТПК "Укруглемаш", это может произойти в ближайшие месяцы. Не исключено, что проблемы, подобные тем, которые есть у "Укруглемаша", могут возникнуть еще на одном предприятии в Луганской области, на которое компания имеет виды, — Свердловском машиностроительном заводе.

Красный директорат
Помимо системы "Укруглемаша", в Украине есть еще несколько крупных предприятий, оказывающих заметное влияние на угольное машиностроение. Как правило, они находятся под влиянием оставшегося еще с советских времен руководства, сумевшего в годы массовой приватизации отстоять право контроля над предприятиями у крупных финансово-промышленных групп. К числу таковых относится одно из крупнейших предприятий Донецкой области — Новокраматорский машиностроительный завод, схема приватизации которого сильно напоминает схему разгосударствления ММК им. Ильича. В 1994 году генеральному директору предприятия Георгию Скударю удалось пролоббировать в высоких столичных кабинетах вопрос преобразования НКМЗ в закрытое акционерное общество, владельцами акций которого стал коллектив завода. Во избежание возможного поглощения предприятия позже контрольный пакет акций ЗАО "НКМЗ" был передан обществу с ограниченной ответственностью, контролируемому администрацией завода.
Подобным образом проходила приватизация и на других предприятиях отрасли. К примеру, Ясиноватский машиностроительный завод сейчас пребывает под контролем Виктора Трубчанина — бессменного руководителя предприятия на протяжении последних 20 лет. Кстати, сегодня уже можно смело утверждать, что на базе предприятия в настоящее время происходит формирование локальной финансово-промышленной группы, в состав которой, помимо машзавода, входят донецкий банк "Капитал" и пару промышленных предприятий.

Помощь лишней не бывает
Несмотря на то, что, судя по финансовым показателям, большинство крупных производителей ГШО чувствуют себя относительно уверенно, в целом ситуацию в отрасли трудно назвать стабильной. В первую очередь, естественно, из-за роли вспомогательного звена, которая отдана горно-шахтному машиностроению в его взаимодействии с уголедобывающей отраслью. Последняя, как известно, сейчас переживает далеко не лучшие времена, и говорить о наличии достаточных средств на обновление активов у шахт, то есть того, с чего, собственно, и "живут" производители ГШО, попросту не приходится. Это делает угольное машиностроение сильно зависимым от государственных дотаций, направляемых на поддержку углепрома.
Впрочем, помимо строчки в бюджете на поддержку углепрома, угольные машзаводы интересует и протекционистская политика государства, проводимая на рынке ГШО. В последнее время чешские, польские, английские и немецкие компании начали активную экспансию на украинский рынок, используя такие методы, как, к примеру, длительная отсрочка платежа, которую отечественные производители позволить себе не могут.
Производители ГШО стремятся к усовершенствованию существующей системы тендерных закупок оборудования для шахт за государственные средства. "Согласно приказу Минфина Украины №83 от 06.04.1998 г. срок поставки продукции за бюджетные средства ограничен 30 днями с момента оплаты. Однако технологический цикл производства сложного и трудоемкого оборудования для угледобывающих предприятий (механические крепи, очистные комбайны, скребковые конвейеры, подъемные машины и т. д.) превышает этот срок. Заводы-изготовители не имеют возможности соблюсти в указанный срок поставки и вынуждены платить штрафы, — отмечает начальник отдела МТО компании "Укруглемаш" Юрий Фадеев.
Кроме того, действующим законодательством недостаточно четко отрегулирован порядок обжалования процедуры закупок. Участник, считающий, что при проведении торгов произошло нарушение процедуры закупки, может подать жалобу только до заключения договора с победителем (пункт 1, статья 37 ЗУ). Договор о закупке заключается не ранее чем через пять рабочих дней с момента рассылки сообщений участникам о результатах торгов. Зачастую, получив сообщение о результатах торгов и считая, что они необъективны (торги проведены с нарушением процедуры закупки, установленной законом), участник направляет заказчику жалобу, которая, однако, отклоняется, так как к моменту ее получения договор с победителем уже подписан.

Крупнейшие предприятия угольного машиностроения

ООО ТПК "Укруглемаш"(учредители — 4 физических лица)

Генеральный директор — Сергей Павленко

ОАО "Дружковский машиностроительный завод"

Собственники акций:

12,01% — Донецкий Индустриальный Союз (ДП корпорации "ИСД")

15,24% — ЗАО "Систем Кэпитал Менеджмент"

50,02% — Авдеевский КХЗ

ОАО "Горловский машиностроительный завод":

Собственники:

49% — ЗАО "Горловский машиностроитель"

ОАО "Донецкгормаш"

Собственники:

98,98% — ЗАО "Торговый дом Донецкгормаш"

ОАО "Донецкий энергозавод"

Собственники:

24,5% — ЗАО "АРС"

42,5% — Донецкий Индустриальный Союз

17,5 — АО "Данко"

6,4 % — ООО "Укрспецтехника"

ОАО "Новгородский машиностроительный завод"

100% — Министерство топлива и энергетики

ОАО "Шахтинский машиностроительный завод", "Каменский машиностроительный завод" (Россия)

Собственник:

ЗАО "АРС"

В сфере интересов "Укруглемаша":

ОАО "Краснолучский машиностроительный завод"

Собственники:

50% + 1 акция — Луганское отделение ФГИУ

33% — ЗАО "АРС", ЗАО "Систем Кэпитал Менеджмент" и др.

ОАО "Свердловский машиностроительный завод"

50% + 1 акция — Луганское отделение ФГИУ

7,63% — ЗАО "АРС"

Другие предприятия отрасли:

ЗАО "Новокраматорский машиностроительный завод"

Народный депутат Украины, бывший председатель правления Георгий Скударь

Собственники:

Трудовой коллектив завода

Ясиноватский машиностроительный завод:

Председатель правления — Виктор Трубчанин

Собственники:

63,62% акций принадлежат Виктору Трубчанину и его сыновьям.

ОАО "Харьковский машиностроительный завод "Свет шахтера":

Председатель правления — Геннадий Высоцкий

Собственники:

24,1% — ООО "Свет"

8,41 — ЗАО "Производственный комплекс "Свет шахтера"

14,98 — Высоцкий Геннадий