Тендерный просчет

Представляя нового донецкого губернатора, Президент Украины Виктор Ющенко подверг резкой критике политику государственных закупок в угольной отрасли. В качестве негативного примера глава государства, читая подготовленный помощниками документ, назвал закуп
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Представляя нового донецкого губернатора, Президент Украины Виктор Ющенко подверг резкой критике политику государственных закупок в угольной отрасли. В качестве негативного примера глава государства, читая подготовленный помощниками документ, назвал закупки горно-шахтного оборудования государственным предприятием "Артемуголь"

По словам Президента, должностные лица "Артемугля" признали победителем трех конкурсов по закупке оборудования за бюджетные деньги "фирму с наихудшими тендерными предложениями". Разобраться с этим казусом Ющенко поручил Службе безопасности Украины в 15-дневный срок. Однако реальные факты этого дела доказывают — конкурс по закупке оборудования угледобывающей компанией был проведен по букве закона, и найти здесь служебное злоупотребление правоохранителям вряд ли удастся.

Каждый год из бюджета страны выделяются деньги на государственную поддержку угольной отрасли. Часть этих средств направляется на дотирование себестоимости угля, часть — на техническое перевооружение отрасли. В 2004 году "Артемуголь" проводил тендеры на общую сумму около 5,5 млн. грн. Среди победителей оказались как заводы-производители, так и структуры-посредники.

Согласно закону, имя победителя не зависит от его формы собственности, главное другое — цена, качество, условия доставки и оплаты, срок гарантии, сервисное обслуживание. На основании анализа предложений тендерный комитет выставляет оценки по каждому из них. Естественно, проигравшие остаются недовольны. И если одни проводят "работу над ошибками" и совершенствуют свою маркетинговую политику самостоятельно, то другие обращаются в суды. И уже суд решает — по закону поступил тендерный комитет или нет.

Один из участников тендера, проводимого 23 марта 2004 года "Артемуглем", — конотопский завод "Красный металлист" — решил использовать обходной маневр. Выиграв тендер по одной позиции (анализаторы метана), "Красный металлист" проиграл по другим видам оборудования. Проиграл потому как предложенная им цена была выше, чем у других участников (к примеру, за агрегат АПШ 1 предприятие запросило 9026 грн., а победитель торгов предложил 8000 грн.), условия оплаты — хуже (завод хотел 100% предоплату за 30 (!) дней до поставки, а победитель давал 30-дневную отсрочку). Кроме того, по условиям конотопского завода, всю продукцию "Артемуголь" должен был перевозить из Конотопа в Горловку самостоятельно, в то время как победитель — ЧП "Сателлит" — взял транспортные хлопоты на себя. Налицо факт — решение тендерного комитета было вполне прогнозируемым и логичным.

Используя свое право оспорить действия тендерного комитета, "Красный металлист" обратился в суд. Рассмотрев поданные сторонами материалы, Хозяйственный суд Донецкой области 30 августа принял решение оставить иск без удовлетворения (то есть, признал правоту организаторов тендера), поскольку не выявил нарушений Закона Украины "О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства". Решение суда первой инстанции было оставлено в силе также всеми вышестоящими инстанциями — и Донецким апелляционным хозяйственным судом, и Высшим хозяйственным судом, и даже Верховным судом Украины.

Казалось бы, все правовые механизмы исчерпаны, нужно искать причины поражения не в судах, а в маркетинговой политике предприятия. Но руководство завода "Красный металлист", видимо, решило поступить по-другому. Иначе как объяснить появление докладной записки о якобы имевших место тендерных нарушениях во время выступления Президента в Донецке.

В чем же суть претензий завода? Как утверждают конотопские машиностроители, "Красный металлист" является единственным производителем того оборудования, которое "разыгрывалось" на тендере. Исходя из этого, только конотопский завод, якобы, и может его продавать. На предприятии не учли очевидный факт — рынок горно-шахтного оборудования, как и любой другой, предусматривает конкуренцию. А значит и тот факт, что одни и те же виды оборудования могут поставлять разные структуры.

Действительно, такое оборудование в Украине выпускается только на заводе "Красный металлист". Предложенные частным предприятием "Сателлит" агрегаты были произведены на "Красном металлисте" несколько лет назад. В наличии имеются сертификаты происхождения, а серийные номера соответствуют документам завода. Оборудование совершенно новое, не бэушное, что подтвердили специалисты Института горной механики им. Федорова.

В этом также убедились сотрудники прокуратуры и Службы безопасности Украины, которые по заданию Президента проверяли соблюдение законодательства тендерным комитетом. При этом вряд ли Ющенко знал о решении по этому делу судебных инстанций, в том числе и Верховного суда.